Андросенко И.А.
Кластерная политика -- система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной "промышленной политики", в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. На основании Концепции в Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Основными направлениями кластерной политики являются:
· содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь - разработка стратегии их развития;
· стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;
· содействие в предоставлении консультационных услуг;
· мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;
· разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.
Меры, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера включают в себя:
· содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР;
· субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений;
· установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;
· совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки).
Формирование благоприятных условий для развития кластера:
· инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров. Реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;
· финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы": обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;
· программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий;
· помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;
· поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов.
На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных инициатив.
В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе (отрасли). Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или отрасли кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий: 1) "брокерскую" политику - создание платформы для диалога различных акторов кластера; 2) диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; 3) повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создание "брэнда" региона и отрасли для привлечения иностранных инвестиций.
Таким образом, для Российской Федерации кластерная политика - перспективное направление повышения конкурентоспособности государства и отдельных отраслей национальной экономики, а также механизм активизации инновационных процессов ведущих отраслевых комплексах, в том числе оборонного назначения. Она способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса, и, как следствие, повышению конкурентоспособности самих предприятий и производимой продукции.
Список литературы
кластер территориальный производственный экономика
1. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 "О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации".
2. Инновационная Россия -- 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), Минэкономразвития России, Москва, 2010 год (проект). Раздел IX. Территории инноваций.
3. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 25.
4. Пилипенко И.В. "Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов" // VIII Сократические чтения "Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России". / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. -- М.: Эслан, 2011. -- С. 177-211.
5. Хасбулатов О.Р. Региональная экономическая политика развитых стран мира: Автореф. дис…. канд. экон.наук. М., 2008. С. 20.
Размещено на Allbest.ru
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Домбровский М. А.
старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики Пермского государственного социального университета
Методологические проблемы экономической кластеризации
В статье показаны современные направления инновационной экономики, обеспечивающие осуществление процесса экономической кластеризации. Дана характеристика основных элементов кластерной системы. Показана необходимость формирования эффективной методологии экономической кластеризации
Ключевые слова: инновационная экономика, кластер, кластерная политика, методология экономической кластеризации
Современная экономика придает мощные импульсы развитию инновационного направления. Сегодня формирование экономических структур направлено на повышение их конкурентоспособности на основе кооперации, специализации и интеграции, развития партнерских отношений. Сложившиеся в настоящее время в России региональные системы со слабым внутрисистемным и межрегиональным потенциалом рыночной инфраструктуры затрудняют проведение четкой политики взаимодействия государственных органов и бизнеса, ограничивают возможности развития социально-экономического пространства субъектов федерации.
Напротив, в развитых странах заметной и устойчивой тенденцией является формирование кластеров, как спонтанное, так и регулируемое государством.
В России процесс экономической кластеризации, т.е. кластерообразования, в настоящее время осуществляется преимущественно стихийно, под влиянием рыночных сил. Это вполне закономерное явление, однако, его теоретико-методологические и прикладные аспекты оказываются реализованными не в полной мере.
Теория управления кластерами, регулирования процесса их создания и функционирования не получила должного развития в экономической науке и практике Российской Федерации, а неадаптированное применение зарубежного опыта может не обеспечить необходимого эффекта в своеобразных социально-экономических и институциональных условиях страны.
Рассмотрим базовые положения методологии кластерного подхода. Как правило, в современных исследованиях авторы отмечают актуальность применения данного метода, однако не определяют сущность феноменов, лежащих в основе организации процесса экономической кластеризации: «кластерная политика», «кластерная инициатива», «кластерная технология», «кластерный консалтинг». Для формирования действенной методологии управления процессами кластеризации социально-экономического пространства регионов РФ необходимо конкретизировать терминологию.
Процесс экономической кластеризации реализуется на базе основных положений кластерной теории, которую отличает ее абстрактный характер. Управляющие усилия государства всегда конкретны, имеют определенную направленность, решают актуальные задачи развития территории, осуществляются посредством допустимого в условиях рыночной экономики набора инструментов кластеризации. Поэтому с одной стороны, важна четкая идентификация кластера, как объекта кластерной теории, а с другой стороны, как предмета государственного управления.
Понятие «кластер» является одним из элементов стратегии конкурентной борьбы, предложенной М. Портером, профессором кафедры делового администрирования Harvard Business School; ведущим специалистом в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках. Майкл Портер определил кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере (рыночной нише) и взаимодополняющих друг друга .
В развитых странах кластерная теория на практике начала применяться в начале 1990‑х годов благодаря трудам М. Портера, М. Энрайта, Дж.Даннинга, Р. Мартина.
В современной России практическое применение кластерной теории связано с именами таких учёных, как М.К. Бандман, Н.Н. Колосовский, Н.И. Ларина, И.В. Пилипенко и др. В целом авторы формулируют три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования:
Это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);
Это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
Это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).
Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий.
Таким образом, кластер представляет собой форму организации экономических отношений. Первоначально ее использовали для повышения конкурентоспособности. Однако в принятом курсе на модернизацию экономики, построение инновационной экономики кластер стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:
При анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;
Как основа общегосударственной промышленной политики;
При разработке программ регионального развития;
Как основа стимулирования инновационной деятельности;
Как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Т.В. Миролюбова на основе обзора зарубежных и российских концепций и моделей классифицировала кластеры по следующим признакам: по территориальному охвату; по стадии развития кластера; по степени новизны выпускаемой продукции; по размерам; по отраслевой принадлежности; по различиям в структуре взаимосвязей; по степени инновационности; по роли в системе обмена и использования знаний; по наличию и степени развития элементов кластерной структуры; по уровню агрегации участников кластера; по соорганизации практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности; по характеру отрасли предприятий-участников кластера .
В основе кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание «современного инновационного продукта», как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, можно говорить о кластере как сложной экономической системе.
Кластерные системы характеризуются общими особенностями:
Наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;
Территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;
Создание участниками некоммерческого объединения, добровольность вхождения в данное объединение и наличие координирующей организации и сайта;
Устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее региональные, межрегиональные, внутригосударственные и международные связи;
Долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;
Наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.
Кластерные системы формируются на основе трех принципов в зависимости от структуры, размера и вида деятельности:
Общность интересов потенциальных участников - одни и те же или взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности;
Концентрация - расположение, удобное для регулярных контактов;
Взаимодействие - взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений.
Естественно, крайне важными являются механизмы финансирования кластерной системы. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить:
Затраты на создание кластера как упорядоченную и организованную в какое-либо коммерческое объединение совокупность организаций;
Затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание;
Затраты на отдельные проекты и программы такого кластера.
Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или крупного спонсора (это могут быть, например, стержневые предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий-участников кластеров и бюджетного финансирования (распространено в Германии), так и в отсутствие или с минимальным участием бюджетных ресурсов (наиболее свойственно Великобритании). Для России, на наш взгляд, оптимален вариант интеграции ресурсов бюджетов различного уровня через целевые программы и специализированные фонды, вкладов участников кластера.
Организация кластеров возможна по инициативе государственных органов различного уровня с целью развития конкурентоспособности и инновационной активности, по инициативе ведущего предприятия, располагающего достаточным капиталом, научным, технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т.п. По мере повышения уровня взаимного доверия участников будущего кластера, должен происходить постепенный переход к более рискованным инновационным проектам. В процессе становления кластера он проходит следующие стадии:
Мотивацию потенциальных участников;
Разработку общей инновационной и кластерной стратегий;
Разработку пилотного проекта;
Разработку стратегического проекта;
Стадию инновационного проектирования.
Инновационное развитие экономики на основе стимулирования кластеризации предполагает инициативу и совместные действия не только бизнеса, но и государства. Мы считаем, что мотивацию участников кластера на стадии его формирования должно взять на себя государство не только путем финансирования через целевые программы, но и путем формирования специального законодательства в области налогообложения. Кроме того, требуется оценить и сформулировать «кластерную политику», которая должна включать ликвидацию формальных барьеров для развития инновационной деятельности; инвестирование в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора; инвестирование в инфраструктуру. Кластерная политика может решать проблемы развития конкретных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Функции администрации всех уровней, научно-образовательных учреждений и предпринимателей при развитии кластеров должны быть взаимодополняющими. В частности, муниципалитет должен инициировать процессы кластеризации и всемерно оказывать поддержку потенциальным участникам объединения. Он должен проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами экономики. Развивать кластер в отрыве от развития территории региона в целом неэффективно. Следовательно, кластеры являются открытыми системами, которые стимулируют конкуренцию. Их целью не является фиксация цен или ограничение конкуренции.
Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования или экспортное продвижение направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции. Для этого в современных условиях экономического развития на базе кластеров должен достигаться консенсус развития кластеров между бизнесом и региональными властями. Кластерный подход на практике реализуется проведением кластерной политики - деятельностью по поддержке кластеров. Н.А. Корчагина раскрывает содержание данной деятельности: «совместные, целенаправленные, закрепленные документально, действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов» .
Кластерная политика предусматривает принятие стратегии и программ развития отдельных кластеров - т.н. «кластерные инициативы», а также формирование инструментальной базы для их реализации - т.н. «кластерные технологии».
По нашему мнению, кластерные инициативы представляют собой как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории. Если кластерная политика это система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций, то кластерная инициатива - это деятельность по организации конкретных кластеров на конкретной территории.
Кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной «отраслевой политике», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и отраслей . Выделим основные отличительные параметры кластерного подхода в сравнении с традиционным отраслевым:
Стратегия развития территории;
Взаимоотношения власти и бизнеса;
Производство и технологии;
Конкуренция;
Пространственное развитие;
Критерии экономической эффективности;
Рынок труда;
Институциональная среда;
Тип доминирующих коммуникаций между предприятиями.
Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в табл.1.
№ п/п | Основные пара-метры сравнения | Характеристика кластерного подхода | Характеристика отраслевого подхода |
1. | Принцип формирования. | Горизонтальная и вертикальная интеграция, оптимизация межотраслевых взаимодействий. | По технологическому признаку. |
Потенциал экономического роста. | Эффекты синергии, обусловленные взаимодействием разнородных элементов. Присутствие «ключевого участника» (крупных предприятий, научных центров). | Интенсификация производства предприятия (отрасли). | |
Возможность активизации инновационного потенциала. | Высокий уровень инновационной активности, достигаемый за счет возможности концентрации ресурсов в отдельных элементах кластера, определяющих его инновационный потенциал. | Ограничена в силу инерционности системы внедрения инноваций, проблем коммуни-каций. | |
Конкурентоспособность продукции ре-гиона. | Повышается за счет территориальной концентрации элементов кластера, которая приводит к снижению транспортных и транзакционных издержек. | Слабо выражена в силу территориальной рассредоточенности предприятий, реализующих воспроизводственные процессы в пределах одной отрасли. | |
5. | Инвестиционная привлекательность. | Определяется возможностью комплексного использования инвестиционных ресурсов. | Эффект инвестиций определяется возможностями объекта инвестирования. |
6. | Уровень коммуникаций. | Долгосрочные связи между участниками кластера, основанные на взаимовыгодных отношениях. | Жесткая иерархическая структура, определя-емая технологическими и административно-управленческими связями. |
7. | Устойчивость региональной системы. | Возможность адаптации к изменяющимся условиям внешней среды за счет более высокой диверсификации видов деятельности. | Более высокая специализация, приводящая к снижению адаптивной способности региональной социально-экономической системы. |
Таблица 1
Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым
Кластерная политика может заимствовать из отраслевой политики фокусирование на отдельных секторах экономики и специфические для этих секторов мероприятия, т.е. технологическую направленность. Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на достижения оптимального результата минимальными средствами . Под кластерными технологиями мы понимаем алгоритм формирования регионального кластера с учетом величины и степени реализации потенциала рыночной инфраструктуры региона в системе государственного управления субъектами РФ.
Сущность инфраструктуры состоит в эффективном удовлетворении потребностей региона в товарах и услугах на основе их продвижения за пределы своего региона и приобретения в других регионах. Потенциал инфраструктуры региона представляет способность многоаспектной системы экономических отношений максимизировать наполняемость региональных рынков товарами, скорость оборачиваемости ресурсов и качество предоставляемых услуг на основе имеющихся ресурсов .
Как известно, внедрение технологий состоит из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности .
Таким образом, что использование кластерных технологий представляет собой новый, проектно ориентированный подход для стимулирования развития кластеров и является специфическим инструментом кластерной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.
На сегодняшний день кластерная политика, является важным этапом развития региональной политики в передовых странах. Результаты исследования М.Н. Мироновой показали, что в зарубежной практике кластерную политику исторически разделяют на два периода: первого и второго поколений . Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих кластер фирм, созданию государственных органов его поддержки и осуществлению общей политики стимулирования всех кластеров в стране. В данном периоде ведущую роль в исследованиях играют экономические географы и региональные экономисты, которые с помощью средств пространственного моделирования должны выявить кластеры и определить их состав. Первый этап кластерной политики характерен, в основном, для государств с высокой степенью развитости традиционных производств - Испании, Португалии, Греции, Нидерландов и Италии.
Кластерная политика второго поколения, которая базируется на хорошем знании существующих в стране кластеров, подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, и источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Кластерная политика второго поколения превалирует в странах с высоким уровнем жизни (в Швейцарии, Швеции, Великобритании, Финляндии, Австрии, США), где «кластеризованы» все отрасли экономики - традиционная промышленность, сфера новых технологий и сектор услуг.
В зависимости от поставленных целей и культуры предпринимательства государство может выполнять различные функции при проведении кластерной политики. В этой связи выделяются две модели кластерной политики развитых стран - «континентальная» и «англосаксонская» .
«Континентальная» политика развития кластеров реализуется в ряде европейских стран - Швеции, Франции, Норвегии и др., где особую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров. Она включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ их развития до целевого создания ключевых факторов успеха их деятельности (например, создание инфраструктуры, центров совершенства в области НИОКР).
Основной принцип второй - «англосаксонской» - модели, применяемой в США и Великобритании, состоит в том, что кластер рассматривается как рыночный организм, и роль федеральных властей заключается в снятии барьеров на пути его естественного развития. К особенностям кластерной политики в этих странах относится то, что основными игроками являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные власти в ряде случаев финансировали и поддерживали пилотные проекты.
М. Энрайт, ученик и последователь М. Портера, предложил рассматривать четыре механизма проведения кластерной политики :
1) каталитическая кластерная политика - правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им ограниченную финансовую поддержку;
2) поддерживающая - каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создавая благоприятную среду для развития кластеров;
3) директивная - поддерживающая функция государства дополняется специальными программами, нацеленными на трансформацию специализации региона через развитие кластеров;
4) интервенционистская - правительство, наряду с выполнением своей директивной функции, перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.
В связи с реализацией кластерной политики и кластерных инициатив становится актуальным еще один элемент кластерной системы - кластерный консалтинг, означающий предоставление услуг по проектам выделения на территории региона определенного вида кластеров, а также преподавание теоретических основ управления кластерными инициативами - кластерный менеджмент.
Наша страна переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, экономики, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика является новым направлением развития российской государственной региональной политики.
Тема кластеров и кластерной политики в России впервые официально была обозначена в документах Правительства РФ в конце 2005 - начале 2006 г. В 2005 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад, в котором говорилось, что «единственный путь наращивания нашего экономического потенциала - это повышение производительности труда, диверсификация экономики» .
В дальнейшем вопросы кластерной политики нашли отражение и в других документах Правительства РФ. В проекте Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ определено понятие «территориальный кластер» - кластер, который объединяет динамичные и внутренне конкурентоспособные сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию, и которые совместно обеспечивают «хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий» .
В начале 2008 г. тема кластеров была обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В Концепции рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный. Отмечено, что переход к инновационному сценарию возможен при активном стимулировании предпринимательской инициативы и наращивании инновационной активности в экономике, что, в свою очередь, потребует совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, отличающих постиндустриальную экономику. В их числе названа «поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально производственных кластеров» .
В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ затронута тема создания территориально-производственных кластеров для изготовления продукции с высокой добавленной стоимостью , даются рекомендации по формированию и развитию кластеров с учетом приоритетных для конкретного субъекта отраслей.
Явным недостатком вышеперечисленных Концепций является отсутствие единой методологии экономической кластеризации: она не носит системный характер. Имеющиеся на сегодняшний день методологические проблемы экономической кластеризации представлены на рис. 1.
Рис. 1. Методологические проблемы экономической кластеризации
Как видно из рис. 1, процесс экономической кластеризации является совокупностью взаимосвязанных стратегических и тактических компонентов, имеющих целью построение кластера. В современной концепции государственного управления представлены лишь основные составляющие кластерной системы; их базовые функции и эффекты, ожидаемые от их создания не учтены. Также отсутствует обоснование механизма, посредством которого субъект управления (органы государственной власти и управления субъекта РФ) с помощью кластерной политики способен оказывать продуктивное воздействие на процессы формирования и развития кластеров. В данном случае не учитывается иерархичная природа кластеров, их способность активизировать взаимодействия с внешней средой через обратную связь.
Результаты проведенного методологического анализа позволяют утверждать, что повышение эффективности процесса экономической кластеризацией в регионах России сопряжено с реализацией ряда аспектов системного подхода:
Включение процессов формирования и развития кластерных инициатив и кластерных технологий в состав ключевых объектов стратегического управления развитием кластеров;
Ориентация на достижение множества значимых для государства и участников процесса экономической кластеризации эффектов ожидания при планировании, организации поддержки и мониторинге результатов;
Учет многофункциональной роли государства, реализуемой им в процессах создания, функционирования и развития экономических кластеров через кластерный консалтинг;
Достижение высокого уровня разнообразия форм и инструментов, т.е. кластерных технологий, посредством которых органы государственной власти и управления обеспечивают управленческое воздействие на процесс экономической кластеризации;
Обеспечение широкой сферы использования механизма государственно-частного партнерства для развития процессов кластеризации социально-экономического пространства региона;
Обеспечение единства разных этапов процесса экономической кластеризации в разработке и реализации кластеров.
Таким образом, исходя из того, что кластеры - это структуры, самостоятельно образующиеся за счет пространственного проявления рыночных сил, то, соответственно, органы государственной власти должны создавать условия для их ускоренного и успешного развития, а не пытаться директивно развивать кластеры с нуля. Для этого первоначально необходимо создать эффективную методологию экономической кластеризации.
Литература
1. Денисов Г.А. Преимущества применения кластерного подхода в целях развития экономики региона // Вестник Майкопского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 106–109.
2. Домбровский М.А. Управление потенциалом рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2010.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020» // URL: http://www.minregion.ru/press_office/terms/955.html.
4. Корчагина Н.А. Оценка реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Сер. Экономика. - 2010. - № 1. - С.131–138.
5. Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН. Сер Экономика. - 2008. - № 3. - С.73–78.
6. Миронова М.Н. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 2(28). - С. 32–38.
7. Одегов Ю. Экономика и социология труда. - М., 2002.
8. Andersson T. etc. The Cluster Policies Whitebook IKED 2004 // www.competitivenessorg/article/view/241
9. Porter M. Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990.
10. Raines Ph. The Challenge of Evaluating Cluster Behavior in Economic Development Policy // European Policies Research Center University of Strathclyde, 2002.
Более чем полувековой опыт ведущих стран мира показывают, что кластерная политика - пока наиболее эффективный инструмент, способствующий развитию постиндустриальной глобализированной экономики. Создание кластеров дает возможность использовать конкурентные преимущества территории, поскольку группа компаний из взаимосвязанных отраслей, а также предприятий, обеспечивающих их деятельность, прямо влияют на развитие региона и экономику страны в целом.
Понятие
Под кластером в промышленной политике понимают совокупность географически локализованных компаний, связанных по отраслевому признаку, инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность, включая научные и образовательные учреждения, поставщиков оборудования и комплектующих, организаций, оказывающих консультационные и специализированные услуги.
В кластеры входит и жилищная и коммерческая недвижимость, образовательные учреждения и другие объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей и организаций, работающих в данном кластере. Взаимосвязанные группы компаний формируются там, где необходимо развивать ключевые, инновационные направления. Самые успешные кластеры позволяют осуществить технологический прорыв и сформировать новые рыночные ниши.
Кластерная политика - это комплекс взаимосвязанных действий, который призван стимулировать и поддерживать частный бизнес и местные органы самоуправления в усилиях по созданию и развитию кластеров. Государственные органы могут инициировать создание отраслевых групп компаний, но при обязательном участии региональных властей.
Немного истории
Первые кластеры начали формироваться примерно с 50-60-х годов в Северной Америке и Западной Европе. Это были локальные программы по поддержке, обычно, традиционных для данной местности видов бизнеса. Примерно с 70-х начали появляться масштабные национальные программы поддержки развития отдельных групп предприятий, а со второй половины 90-х такие меры кластерной политики уже работали во всех развитых государствах.
Кластеры стали важным и эффективным инструментом экономической политики и реализации стратегии развития страны. Значительно увеличился объем средств, направленных из государственных и местных бюджетов. Многолетняя практика реализации кластерных программ в ведущих странах мира показала ее эффективность.
Например, проект развития биокластера BioRegio позволила Германии стать лидером в секторе биотехнологий, было выделено 700 миллионов евро на финансирование, что позволило вырасти отрасли на 30% в период реализации программы.
Виды кластеров
Существуют различные их классификации. Если брать за основу вид системообразующей организации вокруг, во взаимодействии с которой формируется группа компаний, то разделяют два вида. Основной, а зачастую и инициативной является:
- Крупномасштабное предприятие, якорем вокруг которого формируются, обычно, технологически взаимосвязанные группы предприятий. Например, во многих странах рядом с крупными предприятиями, производящими первичные продукты из углеводородов - этилен, аммиак, строятся предприятия, которые дальше из этого сырья производят уже потребительские продукты.
- Организация, определяющая экономическое развитие (ассоциации, торгово-промышленные палаты, региональные агентства). Обычно, инициированием и управлением занимаются специализированные агентства кластерной политики, которые могут быть как государственными, так и частными.
Типология
По ядру кластера, типу общих и объединяющих признаков различают следующие виды кластеров:
- основанные на сложной технологической основе;
- развивающие традиционные для данного региона виды деятельности, что было характерно для ранних периодов развития кластерной политики, например, туристические кластеры в Италии и Австрии;
- предприятия, связанные между собой подрядными отношениями;
- межотраслевые кластеры;
- сеть, образованная несколькими кластерами, относящимися к разным секторам экономики и отличающаяся высокой степенью агрегации, например, химические и автомобильные отрасли.
Категории
Региональный кластер формируется в определенной местной среде, пространственно ограниченной агломерацией. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, которые концентрируются на использовании преимуществ социального капитала и географического положения.
Цели политики
Главной целью кластерной политики является достижение высокого уровня развития, устойчивого роста, диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий. При этом, стимул к развитию получают все субъекты, участвующие в работе кластеров, включая поставщиков оборудования и комплектующих, компаний, обеспечивающих процесс работы, в том числе сервисные, консультационные, исследовательские и образовательные организации.
Целью кластерной политики также является развитие ключевых, стратегических технологий и отраслей, когда страна стремится достичь преимущества на глобальном высокотехнологичном рынке.
Направления
Несмотря на то, что государства используют самые различные инструменты развития промышленности, определяются основные направления кластерной политики.
Содействие институциональному развитию во многих странах - это главное направление воздействия государства, оно включает создание специализированного агентства, которое инициирует и развивает индустриальные кластеры, осуществляет стратегическое планирование, определяет специализацию и пространственное размещение.
Проводится разработка механизмов поддержки проектов, направленных на внедрение высоких технологий, современных методов управления, повышение эффективности взаимодействия. Во многих странах в рамках кластерной политики региона существуют конкурсы на получение финансирования, которое вручается предприятию, предоставившему самые перспективные проекты.
Основное направление - создание благоприятных условий развития, привлечение инвестиций в кластерные инфраструктуры, включая инженерные сети и недвижимость, повышение качества трудовых ресурсов и предоставление налоговых льгот и преференций.
Основные задачи
Кластерная политика любого государства, прежде всего, направлена на создание условий для развития. При этом, для ее эффективности необходимо решить следующие задачи:
- формирование условий, включающих разработку стратегий, обеспечивающих работу высокотехнологичных предприятий, способствующих увеличению конкурентных преимуществ участников группы;
- обеспечение эффективной поддержки, в том числе малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, развитие инновационной и промышленной политики, инженерной инфраструктуры, стимулирование экспорта;
- обеспечение консультационного, методического и образовательного содействия отраслевой и региональной кластерной политике. Координация деятельности всех участников процесса: государства, местной власти и бизнеса.
Модели
В зависимости от степени влияния и роли государства в развитии кластерной политики, выделяют две модели:
- Англосаксонская (США, Канада, Австралия), отличается значительным влиянием на формирование кластеров механизмов рыночного саморегулирования. Работает при минимальном вмешательстве государства, которое только должно создать условия для кластерных инициатив и снижения барьеров для инициаторов. Региональная кластерная политика отвечает за создание и организацию финансирования. Центральное правительство напрямую, в том числе финансово, поддерживает только группы предприятий, имеющих стратегическое значение для национальной экономики.
- Континентальная (в том числе, Япония, Швеция, Южная Корея), здесь государство играет самую активную роль в реализации кластерной политики. Государственные органы осуществляют деятельность по их инициированию, определяют приоритетные направления, разрабатывают национальные программы по развитию ключевых отраслей, создают инфраструктуры и меры поддержки.
Виды политики
Конкурентоспособность страны многие определяют в зависимости от степени развития кластеров, которые являются результатом целенаправленных усилий всего общества. Выделяют несколько видов кластерной политики, в зависимости от степени участия государства в их работе.
- Первый вид - каталитическая политика, когда государственные органы только налаживают взаимодействие между субъектами, участвующими в деятельности кластера. Оно не принимает участие в сотрудничестве.
- Второй вид, когда, кроме поддерживающей, каталитической функции, добавляются элементы контроля за дальнейшим развитием и стимулирование роста.
- Третий вид кластерной политики, характерный для азиатских стран, предусматривает участие государства в вопросах специализации предприятий, их развития и роста.
Россия в мире кластеров
Развитием кластерной политики РФ занимаются профильные федеральные министерства и местные органы управления. Эта политика направлена на инновационное развитие, разработку и внедрение новейших технологий и оборудования, современных систем управления, получения специальных знаний и выявления новых путей выхода на глобальные высоко конкурентные рынки.
В связи с географическим разнообразием территорий и уровнем развития экономики различных субъектов, многие регионы России развивают свои специфические отрасли промышленности. Например, кластерная политика Нижегородской области направлена на развитие нефтехимии и автомобильных отраслей, которые здесь были развиты с советских времен.
В связи с тем, что страна стала активнее участвовать в глобальном разделении труда, некоторый регионы стали развивать и новые отрасли. Например, Санкт-Петербург, кластерная политика региона которого способствовала успешному развитию не только традиционного судостроения, но и с "нуля" создала один из самых больших в стране автомобильных кластеров. Для России характерна больше поддерживающая политика, регионы создают условия для привлечения инвестиций в определенные отрасли. В основном, инициаторами создания кластеров являются региональные власти.
Кластерная политика в России направлена, прежде всего, на развитие инновационной составляющей, инвестиционной привлекательности, создание новых высокотехнологичных отраслей и обучение высококвалифицированной рабочей силы.
И. В. Щепкова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Отмечается, что кластерная политика сегодня - наиболее действенный инструмент по повышению конкурентоспособности экономики территорий. В мировой практике существует большое разнообразие кластерных политик. Рассматриваются разные подходы к классификации кластерной политики; определяются преимущества кластерной политики при достижении стратегических целей регионов.
Today, cluster policy is the most efficient tool to improve the competitiveness of territory economies. International practice offers a wide range of cluster policies. This article discusses different approaches to classification of cluster policies and emphasizes the advantages of cluster policy for achieving regional strategic goals.
Ключевые слова: кластер, кластерная инициатива, кластерная политика, конкурентоспособность, стратегия развития.
Key words: cluster, cluster initiative, cluster policy, competitiveness, development strategy.
Мировой опыт подтверждает, что основой конкурентоспособности экономики территории выступает кластеризация ее промышленности. Не случайно кластерная политика стала сегодня основой стратегии развития большинства регионов РФ, в том числе Северо-Западного федерального округа (СЗФО), частью которого является Калининградская область.
В числе первоочередных мер по обеспечению реализации Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 г. было названо создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая территориально-производственные кластеры .
Как отмечалось в стратегии развития Северо-Западного федерального округа, потребность в проведении кластерной политики возникает в секторах и сферах хозяйства со средним уровнем концентрации производства и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. К числу потенциальных промышленных кластеров, которые могут быть созданы в СЗФО, были отнесены: автомобилестроение, металлургия, мебельная промышленность, производство стройматериалов, оборудования и машин для жилищно-коммунального хозяйства, медицинского оборудования и фармацевтики, судостроение и радиоэлектроника. При этом отмечалась возможность создания и функционирования различных видов кластеров: межотраслевых и отраслевых; в рамках всего Северо-Запада и локальных; инновационных, образовательных, туристско-рекреационных .
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 125-129.
Однако следует отметить очень «скромную» роль региона в создании и развитии кластерных групп. Так, в упомянутом стратегическом документе, определяющем развитие всего Северо-Западного федерального округа, названа всего одна кластерная инициатива Калининградской области - туристско-рекреационная. В документе поддерживаются регионально локализованные комплексообразующие связи области, научно-инновационный профиль которых - геоэкологические основы устойчивого развития. При этом основным приоритетом социально-экономического развития самой области - согласно Концепции ее развития - должно стать создание таких кластерных групп, как транспортно-логистическая, пищевая и туристско-рекреационная, за счет которых к 2031 г. предполагается существенное изменение отраслевой структуры выпуска продукции .
Таким образом, налицо несоответствие кластерных инициатив в двух стратегически важных для Калининградского региона документах. Однако важно отметить, что местные власти могут внедрять проекты по созданию и развитию кластеров в регионах, учитывая их специфику. Практически любые проекты (за исключением тех, что были отклонены федеральным правительством) могут быть внедрены властями региона или города на свой страх и риск. Для того чтобы сократить этот риск, необходимо разобраться в том, что представляет собой кластерная политика и какое место в ней занимают местные органы власти.
Различают два основных варианта государственной экономической политики - промышленную и кластерную .
Промышленная политика предполагает развитие экономики через организацию ее структуры - создание и развитие приоритетных отраслей. Узкоотраслевой подход считается недостатком промышленной политики, так как поддерживает интересы отдельных отраслей и приводит к деформации конкуренции. Основными инструментами такой политики выступают субсидии, налоговые льготы, избирательные протекционистские меры.
В отличие от промышленной, кластерная политика направлена на развитие всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров, что должно способствовать боле полному раскрытию потенциала региона . При этом основной акцент делается на группы взаимосвязанных отраслей. Кластерная политика основана на плотном взаимодействии бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, научно-образовательных учреждений. Она должна создавать стимулы для развития и повышения инновационного потенциала экономических субъектов. Основными инструментами этой политики являются:
Кластерные инициативы - программы по стимулированию развития кластеров, которые должны скоординировать усилия их участников по созданию и развитию кластеров в регионе;
Кластерные проекты - инвестиционные проекты, включающие маркетинговые, финансовые и прочие нововведения, направленные на интеграцию и повышение конкурентоспособности участников кластера;
Программы развития кластеров - совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией .
Таким образом, кластерная политика должна способствовать решению важной задачи - повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков. Это возможно за счет того, что кластерная политика создает условия для повышения инновационности различных отраслей экономики, а также способствует более быстрому развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, кластерная политика должна стимулировать инициативы на местах и развивать взаимодействие между государством, бизнесом и научным сообществом .
Мировой опыт предлагает различные варианты практической реализации кластерной политики. Например, по роли государства в этом процессе М. Энрайт выделяет следующие виды кластерной политики :
Каталитическая кластерная политика (применяется в 20 % случаях), когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой и обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
Поддерживающая кластерная политика (самая популярная - 40 % случаев применения), когда в предыдущем варианте кластерной политики к функциям государства прибавляются его инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;
Директивная кластерная политика (5 % случаев), предусматривает помимо поддерживающей функции государства осуществление им специальных программ по изменению специализации регионов через развитие кластеров;
Интервенционистская кластерная политика (2 - 3 %) предполагает, что правительство вместе с директивной функцией берет на себя ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров; при этом оно через такие инструменты, как трансферты, субсидии, ограничения или регулирование, а также при помощи активного контроля над фирмами определяет специализацию кластера.
Пилипенко при изучении кластерной политики в России выделил два ее поколения - по уровню и основным задачам кластерных инициатив:
Кластерная политика первого поколения - комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих их фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики по оказанию им помощи в стране и регионе;
Кластерная политика второго поколения - базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого из них в отдельности .
По генезису кластерные политики делятся на следующие типы:
- «сверху вниз», когда инициатором выступают центральные или региональные органы власти, объектом внимания которых являются
внепространственные кластеры - группы смежных предприятий, формирующих цепочки добавленной стоимости различных товаров и услуг (Финляндия, Дания, Нидерланды);
- «снизу вверх», когда инициатором выступают региональные власти или местные объединения предпринимателей, которые формулируют программы стимулирования развития кластеров (Шотландия в Великобритании, Северный Рейн-Вестфалия в Германии, Каталония в Испании, Австрия, Словения).
По уровню вовлечения государства в реализацию кластерных инициатив также можно выделить две модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика:
Либеральную, характерную для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику и отдают предпочтение рыночным механизмам (США, Великобритания, Австралия и Канада);
Дирижистскую, проводимую властями тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения) .
Учитывая приведенные выше классификации, можно определить вид кластерной политики Калининградской области. Это кластерная политика первого поколения, что характерно для России в целом, которая только пытается внедрить данный инструмент повышения конкурентоспособности своей экономики. Не случайно в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» среди прочих основных задач указана необходимость выявления участников кластера и создание условий для эффективного его развития .
По роли государства отечественная кластерная политика на данный момент относится к каталитической, так как предполагает в основном методологическую, информационно-консультационную и ограниченную финансовую поддержку реализации кластерных проектов. При этом степень участия государства растет от центральных к региональным и местным властям: предполагается, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лучше могут учесть специфику своих территорий и выделить наиболее эффективные кластерные проекты. Но принимая во внимание то, что инициатором создания кластеров чаще всего выступают центральные или региональные органы власти (в том числе в Калининградском регионе), по уровню генезиса подобную кластерную политику необходимо отнести к той, которая формируется «сверху вниз».
Однако к какому бы типу ни относилась проводимая в государстве кластерная политика, необходимо, чтобы она была практически реализуемой. Тогда, как утверждают специалисты Гарвардской школы бизнеса, кластерный сектор может стать главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок. При этом чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше здесь уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий. Это подтверждается следующими данными: в экономике США более 32 % занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры; в эконо-
мике Швеции - 39 %; производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44% .
Таким образом, кластерная политика является основой развития кластерных инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности территорий через налаживание эффективных производственно-экономических, организационных и финансовых связей хозяйствующих субъектов, входящих в состав того или иного кластера с акцентом на инновации. Важное значение в формировании кластеров имеет регулирующая, стимулирующая деятельность региональных администраций. Для активации этой деятельности необходимо выработать соответствующие механизмы взаимодействия между участниками кластеров.
Список литературы
2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. URL: http://minregion.ru/activities/ territorial_planning/ strategy/ federal_development/szfo/
3. Концепция стратегии развития Калининградской области. URL: http://www.regnum.ru/news/663973.htmI#ixzz1fkO3c6jgн]
4. Куценко Е. С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Предпринимательство в промышленности: пути развития. Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов МСП: сб. материалов к межрегиональной конференции. URL: http://promcluster.ru
5. Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России: приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008.
6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М., 2005.
7. Enright M. J. Regional Clusters: What we know and what we should know // Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. P. 18.
8. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. URL: www.cluster-research.org/greenbook.htm
9. Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий. URL: http://promcluster.ru/index.php/about-zak-cls/48-010-05-12-07-57-03.html
Ирина Владимировна Щепкова - ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
Irina V. Schepkova - Assistant Professor, Department of Economics of Firms and Markets, Immanuel Kant Baltic Federal University.
1В статье проанализированы тенденции кластерного развития в России и зарубежных странах, приведены особенности кластерного подхода в формировании инновационной экономики, обоснованы факторы, стимулирующие образование кластерных структур, приведена динамика формирования кластеров в экономике зарубежных стран. На основе анализа факторов возникновения и развития кластеров выявлены модели кластеризации экономики. Рассмотрена кластеризация экономик зарубежных стран, приведены особенности развития кластерной политики в странах Европы и Азии. Рассмотрена роль государства в формировании кластеров, проанализированы типы государственной политики, поддерживающей развитие кластерных образований. Рассмотрены особенности государственной политики формирования кластеров в России. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, поддерживающие развитие кластеров и направленные на инновационное развитие страны в целом. Приведены инструменты государственной поддержки кластерных инициатив. Обоснована важнейшая роль государства в развитии кластеров в России.
кластерные образования
политика кластеризации
государственное участие
кластерные инициативы
инновационное развитие
факторный анализ
модели кластеризации
особенности государственной политики
инструменты государственной поддержки
1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 16.
2. Куценко Е.С. Региональная кластерная стратегия: маневрируя между правилами рынка и государства // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 8.
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. – Режим доступа: // www.km.ru
4. Меркушева И.С., Несмачных О.В., Литовченко В.В. Формирование и реализация стратегии организации на основе сценарного подхода// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 122–124.
5. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Природа возникновения синергетического эффекта в промышленном кластере и оценка его воздействия // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2014.– № 1.– С.27–35.
6. Gabor Bekes Clusters, Science Parks and Regional Development (Strategies and Policies in Hungary). Presentation at UNECT TOS–ICP Geneva 14 February, 2008.
7. Powerful dusters: Main Drivers of Europe’s Competitiveness (пер. автора). Brussels, 17 October 2008 –URL: http://ec.europa.eu/enterprise/innovation/index_en.htm
Современные условия функционирования компаний в информационной экономике предполагают в качестве основы конкурентных преимуществ использовать нематериальные активы, интеллектуальный капитал и инновационные факторы как базовый источник экономического роста. В качестве интегрального решения этой проблемы необходимо использовать систему взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, важнейшим инструментом которой является кластерный подход.
Кластерная политика выступает катализатором для усиления взаимодействия участников производственно-экономического процесса и концентрируется на решении острых проблем экономики:
- развитие и поддержание конкуренции является основной задачей при проведении кластерной политики;
- особое внимание уделяется развитию кооперационных связей между малыми и средними предприятиями региона для повышения общей производительности труда;
- организация взаимодействия между промышленными предприятиями, научными центрами и образовательными учреждениями создает благоприятные условия для повышения инновационности производства и обеспечения непрерывного инновационного процесса на предприятиях отрасли;
- кластерная политика рассматривает развитие промышленного и инновационного потенциала малых и средних предприятий как основу формирования конкурентоспособных региональных кластеров.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира (рис. 1):
Рис. 1. Кластеризация экономик зарубежных стран
В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы .
Довольно развиты кластерные образования в промышленности Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Промышленные предприятия Финляндии являются одними из самых конкурентоспособных в мире с начала XXI века и занимают ведущие места в мировых рейтингах благодаря политике кластеризации промышленности. Кластеры обеспечивают высокую производительность, поэтому Финляндия покрывает 10 % мирового экспорта продуктов деревообрабатывающей промышленности и 25 % целлюлозно-бумажной продукции. Самыми первыми и наиболее успешными кластерными образованиями стали объединения на рынке телефонов и мобильной связи. Доля экспортного рынка Финляндии в сфере мобильной связи составляет 30 %, а экспорт мобильных телефонов - 40 % во всем мире.
Кластерные образования в Италии обеспечивают 43 % населения работой и покрывают 30 % объема национального экспорта. В других европейских странах кластеры появляются повсеместно: в Германии успешно работают химический и машиностроительный кластеры, во Франции произошла кластеризация производства продуктов питания и косметики.
Так же, как и Европа, Азия проводит кластерную политику с целью повышения промышленного и инновационного потенциала национальной экономики. Так, например, в Сингапуре формируется кластер в сфере нефтехимии, в Японии сформирован крупнейший автомобилестроительный кластер, в Китае сформировано более 60 особых зон, предназначенных для формирования кластерных образований в различных областях промышленности, обеспечивающих средний уровень продаж на сумму около 200 млрд. долл. в год .
При реализации кластерных инициатив большое значение имеет участие государства с точки зрения организации, инициации и финансирования проектов создания и развития кластеров. При этом финансирование реализуется на основе жесткого конкурсного отбора самых лучших проектов из всех представленных на конкурс. Помимо государства в финансировании и организации проектов создания кластеров могут участвовать различные международные организации, университеты, бизнес. Например, во Франции существует Национальное агентство планирования DATAR, в США - Национальный совет по конкурентоспособности, в Великобритании - программа кооперации LINK .
Рис. 2. Инициирование и финансирование кластерных потоков в развитых странах
Анализируя примеры реализации кластерной политики за рубежом, можно выделить несколько моделей кластеров:
- европейская модель предполагает концентрацию конкурирующих компаний в пределах одной географической области, которые выпускают дифференцированный продукт и формируют особую производственную и сбытовую стратегию в пределах кластера и за его пределами;
- североамериканская модель кластеризации объединяет ряд отраслевых компаний по принципу территориальной специализации;
- насаждение кластеризации и высокая роль государства характерны для азиатской модели, которая предполагает вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области;
- для японской модели кластеризации характерна концентрация малых и средних предприятий вокруг крупной компании-монополиста. Промышленные связи предполагают вертикальную и горизонтальную интеграцию в условиях конкуренции между мелкими компаниями за право поставки.
В России образование кластеров идет в большей степени по третьей модели, учитывая инициирование кластерных инициатив со стороны государства, проведение политики кластеризации и финансирование кластерных проектов .
Существует четыре вида кластерной политики, которые классифицируют в зависимости от степени участия государства в процессе кластеризации :
- Каталитический тип политики предполагает посредническую роль государства в организации кластерных образований и ограниченную финансовую поддержку, которая, как правило, реализуется в виде совместного финансирования проектов или косвенного бюджетного финансирования.
- Поддерживающий тип политики характеризует участие государства на протяжении длительного периода или большей части жизненного цикла кластера. Государство участвует в финансировании проектов, развитии инфраструктуры региона, осуществляет контроль эффективности кластерных образований и их влияние на экономику региона.
- Директивный тип политики характеризует еще более глубокое участие государства в кластеризации региона, предполагающее структурные перестройки в экономике отрасли или региона, стимулирование развития отдельных секторов экономики, достижение сбалансированности в экономическом развитии региона.
- Интервенционистский тип политики характеризует участие государства в формировании и функционировании кластера через ГЧП, совместные проекты с малым и средним бизнесом, осуществление грантовой поддержки, субсидий и т.п. с целью формирования специализации региона.
Особенностью развития кластерной политики в России является ее директивный характер, направляющий и регулирующий формирование кластеров в определенных отраслях на всех уровнях государственной власти. Российской экономике присущи и территориально-производственные комплексы, финансируемые федеральными и региональными органами власти, и пространственные кластеры, и кластерные инициативы .
Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных кластеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров - инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных, ориентированных на перестройку промышленности с использованием высоких технологий.
На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации новаторской деятельности. На первом этапе (2011-2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.
Поддержка институционального развития предполагает стимулирование инновационного процесса, поддержку инноваций и осуществление коммерциализации инноваций, осуществление консультационных услуг, участие государства в прогнозировании основных рыночных показателей региона, а также участие в подготовке необходимых предприятиям кадров.
Обеспечение высокой конкурентоспособности осуществляется за счет прямого и косвенного бюджетного финансирования кластерных проектов, грантовой поддержки инновационных исследований, создания особых экономических зон, а также осуществления совместных государственно-частных проектов развития кластеров.
Кроме того, следует указать ряд причин, по которым участие государства в формировании и развитии кластеров в России становится необходимым условием успешной кластерной политики:
- Большая территория и необходимость согласования действий различных кластеров в межрегиональном пространстве. Деятельность кластеров требует кооперации с органами местной, региональной и федеральной власти, согласования стратегии развития кластеров с региональной политикой и т.п.
- Кооперация предприятий малого и среднего бизнеса с более крупными промышленными корпорациями и научными центрами основана пока только на хозяйственных связях в пределах цепочки производственного процесса. Необходимость инновационной деятельности осознают все члены кластера, однако из-за высоких рисков вложения денег в инновации крупные корпорации и другие члены кластера неохотно спонсируют инновационные проекты. Для активизации инвестиционной деятельности необходима государственная поддержка не только в сфере финансирования, но и в сфере пропаганды, популяризации инновационного производства, которое обеспечивается с помощью проведения различных конкурсов на лучшее изобретение, лучшего молодого ученного и т.п., обеспечении грантовой поддержки инновационных исследований, популяризации новых изобретений в СМИ.
- Кластерные инициативы основаны в большей степени на поддержке малого и среднего бизнеса в структуре кластера. Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для успешных start up, необходимо организовать целую инфраструктуру, состоящую из бизнес-инкубаторов, технопарков, свободных экономических зон, налоговых каникул и т.д., которую могут создать только федеральные и региональные органы власти. Без развития подобной инфраструктуры малый и средний бизнес не будет развиваться в нашей стране, поэтому роль государства в данной сфере кластерной политики неоценима.
- Важнейшей особенностью, мешающей развитию кластеров, является недоверие со стороны бизнеса к другим участникам кластера, государственным органам, что обусловлено низкой степенью информационной открытости рынка. Со стороны государства необходима популяризация информационной открытости и добросовестной конкуренции. Создание определенной культуры ведения бизнеса в России возможно также с помощью ужесточения мер наказания за экономические преступления и промышленный шпионаж, ликвидации многочисленных слабых мест в законодательстве, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам интерпретировать закон в свою пользу.
Таким образом, активное участие государства в формировании и развитии кластеров в нашей стране играет очень важную роль в кластерной политике и экономике государства в целом.
Рецензенты:
Осипов С.Л., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск;
Симоненко Н.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.
Работа поступила в редакцию 04.06.2014.
Библиографическая ссылка
Несмачных О.В., Литовченко В.В. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-1. – С. 162-165;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
В научных разработках речь идет о кластерной политике двух поколений . Кластерная политика первого поколения заключается в осуществлении федеральными и региональными органами власти мероприятий по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.
Кластерная политика второго поколения базируется на индивидуальном подходе к проблемам развития каждого кластера в отдельности. При это региональные органы власти могут проводить следующие мероприятия:
- 1) создавать платформы для диалога различных участников кластера;
- 2) проводить диверсификацию местного спроса посредством размещени у местных компаний государственных заказов; 3) повышать квалификаци местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создавать бренд региона для привлечения иностранных инвестиций .
По роли государства выделяют четыре типа кластерной политики :
- 1) каталитическая, когда региональные органы власти способствую взаимодействию заинтересованных сторон (например, частных компани и исследовательских организаций), но обеспечивают ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
- 2) поддерживающая, при которой наряду с каталитической функцие региональных органов власти осуществляются инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг;
- 3) директивная, когда поддерживающая функция дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
- 4) интервенционистская, при которой региональные органы власт наряду с выполнением директивной функции перенимают у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формируют ег специализацию.
При этом исследователи подметили тенденцию; чем ближе к региональному кластеру находятся органы власти, тем они интенсивнее проводят кластерную политику .
Наряду с кластерной политикой, проводимой органами власти, существуют также кластерные инициативы - программы стимулирования развития кластеров, предлагаемые местными объединениями предпринимателей . Кластерная инициатива представляет собой организованную попытку увеличить темпы роста и создать конкурентоспособность кластер в определенном регионе, вовлекая в процесс кластерные фирмы, государство и (или) исследовательские институты .
Направления кластерной политики во многом определяются тем, что региональные кластеры образуются самостоятельно в результате простран-ственного проявления рыночных сил и являются в основном сосредоточием малых и средних предприятий. Иначе говоря, невозможно создат кластер с нуля и заставить фирмы взаимодействовать друг с другом, есл это для них невыгодно . Кластер может появиться, например, на основани уже функционирующего технопарка. Его развитию может способствоват предоставление информационных и маркетинговых услуг региональным органами власти, продвижение продукции кластера на международны рынки и т.д.
Таким образом, среди направлений кластерной политики можно выделить следующие :
- выявление и мониторинг ситуации формирования и развития региональных кластеров;
- поддержка кластерных инициатив, направленных на достижени результативной кооперации организаций;
- формирование коммуникационных площадок для потенциальны участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграци в процесс разработки и обсуждения стратегий территориального развития содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики;
- способствование консолидации участников кластера, реализаци программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных кампаний, реализация образовательной политики, согласованной с основным представителями кластера, обеспечение возможности коммуникаци и кооперации предприятий и научно-исследовательских и образовательных учреждений;
- развитие информационно-коммуникационной и рыночной инфраструктуры в регионах;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров;
- развитие конкурентной среды на внутренних рынках.
К направлениям кластерной политики относится и организация сетевого сотрудничества между научно-исследовательскими организациями и производственным сектором посредством осуществления исследовательских программ в интересах нескольких клиентов в «центрах знаний»В или «виртуальных институтах»; разработки программ исследований представителями производственного сектора; совместных исследовательски программ; частичного финансирования компаниями исследований в обме на права на его результаты; консультационных советов, состоящих из представителей производственного сектора .
- См., напр.: Пилипенко И. В. Кластерная политика [Прил. 6] // Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора: доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» / Б. Ю. Титов, А. В. Данилов-Данильян. М., 2007 URL: http://www.docme.ru/doc/1835/pr06-pilipenko
- Solved О., Lindquist G„ Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The CompetitivenessВ Institute / VINNOVA. Gothenburg, 2003 ; Andersson T., Hansson E., Serger S. S., Soivik J. TheВ Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.