Экономика — это деятельность, направленная на достижение необходимых потребностей.
Краткое введение в экономику
Потребность – это важные и необходимые условия, для обеспечения человека и его полноценного существования: продукты, лекарства, развлечения и так далее.
Каждый человек живущий на планете, даже не задумываясь, выполняет разную по важности и значимости экономическую роль, которая входит в состав глобального экономического процесса. Большинство обывателей, не часто сталкивающихся с финансами, в масштабах выходящих за рамки семейных нужд, не могут дать определение понятия экономики, упрощая до примитивного смысла об экономии ресурсов и средств.
В какой-то степени доля правды в таком толковании присутствует, однако не ограничивается столь узким понятием. Назначение экономики, куда шире и включает в себя анализ огромного количества сфер деятельности человека , приобретенных или производимых благ, а также вычисляет актуальность и масштабы потребительских нужд. Экономика включает в себя как научные исследования, так и практическое применение анализа целых групп общественной деятельности, направленных на получение материальных благ.
Высокое экономическое положение страны, основа стабильности и благополучия простых граждан. Связь между уровнем жизни населения и состоянием общего уровня экономической деятельности государства, связаны, и зависят как от управления ресурсами, так и от наличия природных и производственных ценностей (благ).
Понимание логики процессов, которые охватывает экономика, невероятно важна не только для субъектов занятых непосредственно их организацией, а и для любого члена общества, простого обывателя. Экономическая грамотность позволит разобраться как в вопросах глобального характера, охватывающих состояние в стране и причины упадка или роста, так и разбираться в более насущных и простых задачах. Выбрать правильное, востребованное направление для развития бизнеса, или даже в будущем успешную профессию или род деятельности. Знания основ и законов экономики, поможет обеспечить стабильность и достаток в любом деловом начинании.
Презентация: экономика простыми словами
Понятие экономики
Большинство людей образно понимают, что из себя представляет данное понятие, однако объяснить может не каждый. Мало того, бытует мнение, что данная наука невероятно сложна и тяжела для толкования, что в основном и отталкивает простого человека, не имеющего соответствующего образования. Но не все так сложно, как кажется на первый взгляд. Путаться в трактовке заставляет несколько направлений, разделяющих предмет.
Альтернативное определение
Экономика — это социальная наука, изучающая потребности людей. Она анализирует, как общество использует, тратит ресурсы на свои потребности, для обеспечения качества жизни.
Экономика как фактор производства
Ресурсы, как правило, ограничены, и их можно распределить на три основных категории, которые в целом носят название – факторы производства :
- Земля. В данную категорию входят полезные природные запасы, такие как озёра, луга, пахотные земли, полезные ископаемые и так далее.
- Капитал. В категорию относятся внешние инвестиции, инструменты, механизмы, построения – всё, что человек использует для производства и задействует в труде.
- Труд. Обширная и разрозненная категория, которая определяет полезность и выполнение из расчета умений, навыков, предпочтений обычных людей. Труд предоставляет необходимые товары и услуги для улучшения жизни и обеспечение нужд человека.
К факторам производства можно добавить еще минимум два пункта:
- Информация. Услуги в сфере распространения и предоставления важных данных, для осознанной деятельности людей, в мире экономики. Ценность ресурса невероятно велика и с каждым годом набирает обороты.
- Предпринимательские способности. Отличие от простого труда велико и включает в себя повышенные риски и необходимость принимать решение на благо большого количества людей. Данным ресурсом обладают не все, потому его ценность стоит особняком от основной группы.
Как работает экономика на примере семьи?
Основным критерием и первостепенной целью изучения экономики, является человек, его поведение и нужды. Представим себе ячейку общества – семью , которая ведет своё обособленное домашнее хозяйство. Составляющей и важной частью для обеспечения потребностей данной семьи, то есть, например, покупки продуктов питания, лекарств и так далее, является работа на благо общества её членов.
Предоставляя трудовые ресурсы и получая за них деньги, семья решает, как ими распорядиться, покупать одежду, продукты, другими словами необходимые ценности, которые не могут получить самостоятельно. Предположим в данной ячейке общества имеются другие доступные ресурсы, например, пахотные земли или предприятие. Дополнительные доходы расходуются в той же манере, распределяясь исключительно в зависимости от конкретных нужд человека.
Мало того, все граждане страны являются совладельцами природных ресурсов, которыми от их лица управляют власти. Таким образом, все что страна производит или закупает извне, использует, принадлежит людям, поведение и выбор которых, определяет все, что происходит в стране и как она развивается.
Экономика направлена на изучение возможных поведенческих направлений обычного потребителя, чтобы предугадать или рассчитать рациональность производимых и предоставляемых благ. Наука невероятно важна при планировании производства, полезна для предприятий и фирм, позволяя последним принимать более верные и удачные решения для того, чтобы предоставить населению действительно необходимые ресурсы.
Базовые принципы экономики: специализация и обмен
Совершенствуя способы правильного и эффективного распределения ресурсов, человечество, а, следовательно, и экономика, созданы на двух базовых принципах: специализации и обмене. Что такое специализация?
Специализация – это нахождение конкретной деятельности во власти определённого индивидуума или организации, более успешного, чем другие.
Каждый отдельный человек имеет свои таланты и особые навыки, данные природой или образованием. Суть общества такова, что выжить оно, может только сплотившись воедино и распределив обязанности, дабы каждый индивидуум предоставлял лучшие товары или услуги. То, что даётся легко одному, человеку, вызывает трудности у другого и наоборот.
- Чем больше человек специализируется на конкретной задаче, умении, тем лучше и качественнее его труд.
- Чем меньше он рассеивает знания, познавая другие профессии, концентрируясь на одной, тем больше времени и сил он экономит.
- Чем больше времени и умения, тем выше производительность, а значит, возможен обмен образовавшихся в процессе роста излишек.
Именно поэтому разделение труда – необходимость , и играет важную роль, а экономика диктует востребованность видов занятости, чтобы обеспечить процветание общества и перекрыть все пустующие ниши, обеспечивая потребителя необходимыми благами.
Виды экономики
В течение многих столетий, человечество методом проб и ошибок совершенствовало навыки производства, вычисляя и организовывая более выгодный и рациональный способ удовлетворить потребительские нужды. Другими словами, налаживало организацию хозяйственной деятельности. На сегодняшний день экономика делится на 3 основных вида:
Микроэкономика
Отслеживает поведение отдельных владельцев производственных ресурсов (предприятий, компаний, домашних хозяйств и так далее). Анализирует отдельные рынки и товары. Занимается изучением поведения отдельных субъектов или организаций, которые принимают решения об распределении ресурсов, моделируется общая перспектива роста потребностей человека. Микроэкономика занимается рассмотрением эффективности использования ресурсов.
Макроэкономика
Рассматривает общую целенаправленность ресурсов и рациональность их использования. Применима в масштабах, более крупных, обычно охватывает государство в целом. Пытается вычислить причины и следствия избытка мощностей или их недостачи.
Мировая экономика
Изучает вопросы, направленные на экономическое развитие государств. Исследует теорию рынков и закономерность взаимодействия между государствами, международного обмена.
Традиционная экономика
Экономика формирует производство и обмен товарами в зависимости от существующих традиций государства или общины и выстраивается на основе коллективной собственности . Не затрагивает вопросов развития, таких как, выгода или рациональность способа повышения производства. Основана на устоявшихся за предыдущие года навыках, ставших постоянными и встречается довольно часто, даже в наше время, хотя считается самым древним из существующих вариантов. Сохраняет только остаточные элементы управления и признана как не эффективный способ организации.
Капиталистическая (рыночная) экономика
В высокоразвитых государствах основная роль отдана именно данному типу организации сотрудничества людей. Рыночная система имеет основные составляющие: право личной собственности, экономическую свободу и конкуренцию.
Право личной собственности – это признанное и защищенное законодательством право физического лица использовать и распоряжаться конкретным видом и объемом ресурсов (земля, предприятие и так далее). Имея прибыль от производственных ресурсов, индивидуум распоряжается финансами на своё усмотрение и олицетворяет экономическую свободу.
Свободные решения принимаются каждым предпринимателем на свой страх и риск, исключая менее удачливых, тем самым заставляя поставщика товаров или услуг продумывать производство исходя из необходимости покупателя. Чтобы получать стабильный доход, предприниматель должен учитывать предпочтения и нужды покупателя, который в свою очередь, подчиняясь рыночным ценам, оплачивает стоимость, выбирая продукцию по личным соображениям и требованиям.
Командная
Данная система полностью исключает или ограничивает права частного собственника. Право распоряжаться принадлежит исключительно государству или полностью исключает владение производственных ресурсов частниками.
Смешанная
Объединение различных систем – основа смешанного типа экономики. Способ организации практикуют все высокоразвитые страны. В отличии от остальных систем управления, данная, является реально работающей и максимально востребованной и удобной в мире.
Смешанный тип экономики использует различные формы собственности. Распределение ресурсов производится как рынками, так и государством.
Рыночные механизмы, конкуренция и успех частных владельцев производственных ресурсов, ведут к неограниченному обогащению одних и упадку других слоев населения. Государственное вмешательство и управление определёнными видами ресурсов, позволяют сохранить баланс и минимизировать порождаемую рынками несправедливость.
Задачи и цели экономики
В зависимости от ситуации цели и задачи экономики могут меняться, подстраиваясь под ход текущих проблем страны. Например, активная борьба с инфляцией приводит к росту безработицы и так далее. Зачастую многие задачи идут наперекор друг, другу, поэтапно решая цели за счет ущемления других. Однако не зависимо от ситуации, экономика призвана решать несколько важных вопросов, которые являются основными для любого типа экономической системы.
- Сколько и какие именно товары должны производиться?
- Каким способом и кем должны производиться товары?
- Как, и между кем необходимо распределить полученную продукцию?
В процессе применения, в основном для развития рыночной экономии, перед экономической системой поставлены следующие задачи :
- развитие,
- эффективность,
- полная занятость,
- рациональное распределение доходов,
- социальное обеспечение,
- благосостояние населения,
- экономическая свобода для всех существующих агентов.
Другими словами, экономика стремится максимально эффективно использовать все ресурсы, которые как мы знаем, ограничены. Именно поэтому наука пытается объединить все аспекты производства и потребления, чтобы достичь рационального распределения и обеспечить качество жизни человечества.
Объекты и субъекты экономики
Приобретая полезные ресурсы из природы и путём производства, экономика оценивает и анализирует недостатки и избыток товаров или услуг, распределяет ресурсы между субъектами и объектами общества. Актуальность и чёткость отлаженного механизма экономического процесса исключает такие понятия как дефицит или преизбыточное производство, тем самым обеспечивая гармонию и баланс между поставщиками ресурсов и потребителями.
Объекты экономики
К объектам экономики можно отнести процессы задействованные в организации системы: производства, реализации, потребления. Субъект развивается и функционирует, производя продукцию, чтобы обеспечить бесперебойную работу объектов. От полной занятности которых зависит вся экономика и как следствие экономическое развитие страны. От высокого экономического роста страны зависит жизнь и процветание обычного человека, что и является истинной целью и задачей экономики.
Большинство явлений и ситуаций в стране, требующих вмешательства или решения, так же можно отнести к объектам системы: безработица, стабильность национальной валюты, регулирование цен, занятость, инвестиции.
Субъекты экономики
К субъектам экономики можно отнести любую организацию или предприятие, которое производит товары или предоставляет необходимые услуги. Также сюда относятся: государство, семья (домашнее хозяйство) и даже отдельный человек. Другими словами, субъектами являются как организации, так и физические лица, как поставщики ресурсов, так и потребители. Все, кто может распоряжаться производственными возможностями на свое усмотрение и по факту являются собственниками экономических ресурсов, а также те, кто принимает решение при выборе конкретно необходимого товара.
Выводы
Подведя итоги можно заключить, что, развиваясь, общество и человечество в целом, стремится улучшить качество жизни, избежать ограниченности в ресурсах и по возможности максимально обеспечить себя экономическим благом. Охватить все возможные потребности, обеспечить баланс между потреблением и производством, распределением между населением и организациями природных ограниченных ресурсов (драгоценных металлов, полезных ископаемых и так далее), поручено экономике.
Ответ
Экономические категории – абстракции общественных отношений производства. Каждая экономическая категория как научное понятие характеризует сущность определенного явления. Их открытие является начальным моментом познания экономической реальности.
Экономические категории – это не названия вещей и предметов, не их свойства (физические, вкусовые, эстетические и т.п.), а отражение в человеческом сознании отношений, возникающих между людьми в процессе общественного воспроизводства.
Экономические категории носят объективный характер, выражают конкретные производственные отношения, они историчны, ибо при переходе от одного способа производства к другому одни из них отмирают, а другие возникают.
Экономические категории, с одной стороны, результат, а с другой – средство познания общественных отношений производства. Экономические категории как результат есть логическое, приблизительно адекватное отражение производственных отношений, а как средство позволяют глубже проникать в экономическую жизнь общества. Путь их познания следующий: восприятие бытия; осмысление сущности бытия; выведение экономических категорий.
Можно выделить пять групп экономических категорий: всеобщие; общие; специфические; стадиальные; фазовые.
Всеобщие экономические категории отражают отношения общественного производства, характерные для всех общественно-экономических формаций (например, средства производства). Вместе с развитием производительных сил и сменой способов производства экономические категории не остаются неизменными, а совершенствуются, прогрессируют.
Общие экономические категории действуют на протяжении ряда общественно-экономических формаций. Вместе с тем в процессе перехода от одного способа производства к другому они отражают особенности социально-экономических отношений. К этой группе экономических категорий относятся: товар, деньги, стоимость, цена и др.
Специфические экономические категории действуют в пределах только одной общественно-экономической формации (прибавочная стоимость).
Стадиальные экономические категории действуют лишь на одной стадии способа производства (монопольная прибыль).
В рамках специфических экономических категорий можно выделить фазовые экономические категории, действующие только в определенной фазе общественного воспроизводства.
Вся система экономических категорий функционирует в тесной связи во взаимодействии. Всеобщие экономические категории проявляются в общих, специфических и других группах, принимая конкретные формы и сферу действия.
Экономические категории бывают: глубинными, т.е. сущностными (стоимость); поверхностными, внешними (цена); абстрактными (прибавочная стоимость); конкретными (прибыль, процент, рента).
Выведение экономических категорий – промежуточный результат теоретического исследования. Наиболее важной и сложной проблемой экономической теории является выведение и познание экономических законов.
В системе экономических категорий центральное место занимает категория «собственность».
Как известно, человеческое общество является сложной системой, состоящей из подсистем - социальной, экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. В данной статье мы обратим внимание на сферу экономическую. Многие экономисты, от Джона Ло до Карла Маркса, посвящали свои труды вопросу: что относится к экономической сфере. Рассмотрим и мы этот вопрос.
Рамки экономической сферы
Экономическую сферу составляют производительные силы (совокупность средств и людей, которые заняты в производстве) и производственные отношения (производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг).
Таким образом, экономическая сфера включает в себя все социальные институты, а также системы, структуры, учреждения, в том числе и образовательные, которые направлены на использование различных ресурсов. В числе этих ресурсов не только рабочая сила, но и полезные ископаемые, а также земля. К экономической сфере можно отнести все коммерческие фирмы, предприятия, заводы и цехи, рынки и банки, кредитные организации, инвестиции, а также органы, которые контролируют все это.
В экономике выделяют два типа людей. Первую часть людей принято называть экономически активным населением. К ним относятся не только рабочие и предприниматели, но и финансисты, аудиторы и другие люди, профессия которых связана с оценкой деятельности предприятий. Также к экономической сфере относятся люди, которые являются потребителями, но при этом сами не работают. Это экономически пассивное население, к которому относят детей пенсионеров и нетрудоспособных людей.
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1
. Что относится к экономической сфере жизни общества?
А2
. Суждение: «Не спрашивай старого - спрашивай бывалого», - является результатом
А3
. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Моральные нормы возникли с появлением государства.
Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.
А4
. Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей
А5
. Принцип: «Спешите делать добро», - является
А6
. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
А7
. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет
А8
. И в рыночной, ив командной экономике
существует товарный дефицит
устанавливаются хозяйственные пропорции
ведущие позиции занимает государственная собственность
труд является товаром
А10 . Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
А11
. Отличительным признаком нации как этнической общности является
А12
. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп
А13
. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.
Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.
А14
. Палатой. Федерального Собрания в России является
А15
. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику
А16
. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?
А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.
Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.
А17
. Что является административным проступком?
А18
. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
А19
. Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?
А20
. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.
Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент.
Часть 2
В1 . В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
является (ются) выражением народовластия
проводится (ятся), как правило, регулярно
служит формой демократии
предполагает выдвижение кандидатов
В2 . Найдите в приведенном ниже списке позиции, связанные с совершением преступления, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
Ответ: ___________________
В3
. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ: _______________
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Безработица
Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».
Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.
Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.
По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159
С1
С2
С3
С4
С5
. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.
С6
Ключи Вариант 5 .
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 1 | А11 | 1 |
А2 | 3 | А12 | 2 |
А3 | 2 | А13 | 2 |
А4 | 3 | А14 | 3 |
А5 | 3 | А15 | 3 |
А6 | 3 | А16 | 4 |
А7 | 1 | А17 | 1 |
А8 | 2 | А18 | 2 |
А9 | 3 | А19 | 3 |
А10 | 3 | А20 | 1 |
Часть 2
№ задания | Ответ |
В1 | 1324 |
В2 | 134 |
ВЗ | 1221 |
В4 | 5 |
Часть 3
С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Ответ:
| Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) основные типы безработных; 2) естественный уровень безработицы; 3) оценка безработицы как экономического явления. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | 2 |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | 1 |
| 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 . Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Должны быть указаны следующие виды безработицы: 1) фрикционная; 2)структурная; 3) циклическая. | |
Указаны три вида безработицы | 2 |
Указаны любые два вида безработицы | 1 |
Указан любой один вид безработицы, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3 . Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.
Ответ:
С4
. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест 2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим: Экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, Радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры. | |
Дана характеристика, приведены два корректных примера | 3 |
Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики | 2 |
Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»; 2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например: Недостаток опыта; Низкая квалификация; Активные поиски лучшей работы; Завышенные ожидания. Могут быть указаны другие причины. | |
Приведено положение, указана причина | 2 |
Приведено положение текста ИЛИ указана причина | 1 |
Ответ неверный- или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С6 . В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что Конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию. Утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что Наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям; Люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию; Состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента | 2 |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента | 1 |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Функции и методы
Методы экономической теории :
- Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
- Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
- Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
- Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
- Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
Функции экономической теории :
- Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
- Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг , статистика , менеджмент , ценообразование).
- Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
- Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.
- Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.
История
Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии , а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.
Эквиваленты экономической теории
В отечественной и зарубежной литературе широко распространены несколько синонимических названий экономической теории, имеющих разную степень точности и грамматической корректности: «политическая экономия », «экономика », «экономикс », «каталлактика ».
Основные элементы
Основными элементами экономической теории, на которых основана любая экономическая теория, являются три типа утверждений: утверждения о целях, утверждения об ограничениях, налагаемых на возможности, и утверждения о вариантах выбора .
Утверждения о целях
Утверждение о вариантах выбора
Заключительным компонентом экономической теории является утверждение о наиболее вероятном выборе, который будет сделан исходя из определённых целей и ограничений, налагаемых на возможности. Например, варианты выбора, которые лежат в основе закона спроса рассматривают потребителей как людей, имеющих целью получение наибольшего возможного удовлетворения при наличии ограничений, накладываемых на их возможности величиной их бюджета , ассортиментом предлагаемых товаров и ценами этих товаров. Исходя из этих целей и ограничений, закон спроса констатирует, что, по всей вероятности, люди предпочтут увеличить свои покупки данного товара, когда цена на него снизится при наличии того, что все остальные условия остались прежними (при прочих равных условиях).
Экономическая теория и рациональность
Хотя все экономические теории содержат три типа утверждений, тем не менее удачная теория представляет собой нечто большее, чем простой перечень утверждений. Её элементы должны образовывать некое согласованное целое. Понимание структуры экономической теории было бы неполным без обсуждения ключевого допущения, которое служит для того, чтобы связать все три элемента теории в единое целое. Суть этого допущения состоит в том, что люди выбирают наилучший путь к достижению своих целей, исходя из ограничений, с которыми они сталкиваются, то есть люди ведут себя рационально .