2.2. Методы статистического прогнозирования
По оценкам некоторых ученых насчитывается более 150 методов прогнозирования. Базовых методов гораздо меньше, многие из "методов" скорее относятся к отдельным способам и процедурам прогнозирования, либо представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых методов количеством частных приемов и последовательностью их применения.
Под методом прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерения в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта. По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом "образец" - лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.
В практике прогнозирования и планирования широко используются -также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике.
Методы экспертных оценок
Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Методы экстраполяции
В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.
Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом" изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.
Методы моделирования и экономико-математические методы
Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.
В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы).
По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный.
В современных условиях в республике развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.
Метод экономического анализа
Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.
При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним.
Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
Балансовый метод
С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.
В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.
Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.
Нормативный метод
Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека - 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.
Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.
Программно-целевой метод
По сравнению с другими методами программно-целевой ме-тод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно раз-работанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использо-вался еще при разработке плана ГОЭЛРО.
ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономи-ко-математическими методами и предполагает разработку пла-на начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей со-циального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресур-сами с учетом эффективного их использования.
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Прогнозирование при принятии решений
Неопределенность внешней среды ставит организацию в такие условия, что при принятии решений прогнозирование становится необходимым.
Определение 1
Прогнозирование – это разработка прогнозов (научно обоснованных суждений о будущих состояниях исследуемого объекта, об альтернативах развития, сроках жизни и т.д.).
Прогнозирование при принятии решений означает оценку перспектив развития ситуации, которые могут сложиться после реализации решения. Прогнозирование основывается на анализе текущей ситуации в организации и во внешней среде. Цель прогнозирования – определить тенденции, которые воздействуют на организацию и рынок. В зависимости от области рассмотрения прогнозирование делят на следующие типы:
- экономическое (описывают общее состояние экономики на определенный период);
- технологическое (описывают будущие технологии, нововведения с точки зрения эффективности, трудоемкости, экономичности и т.д.);
- конкурентное (описывают стратегию поведения конкурентов на рынке, их долю рынка, уровень продаж, новые товары и т.д.);
- о состоянии товарного рынка (описывают положение на рынке с точки зрения влияния политики, экономики, экологии, уровня дохода потребителей, демографии и т.д.);
- социальное (описывает отношение потребителей к организации, товару).
Определение 2
Источники для составления прогнозов – это информация, полученная из бухгалтерской отчетности, статистические данные, оперативные данные, научно-техническая документация, лицензии, патенты, внешние источники информации (СМИ, интернет).
Основные этапы прогнозирования представлены на схеме.
Рисунок 1.
Существует много типов прогнозирования, все существующие методы принято делить на три группы :
- количественные;
- качественные;
- неформальные.
Рисунок 2.
Количественные методы включают:
- математические методы (экстраполяция, анализ временных рядов, анализ динамических рядов),
- причинно-следственное моделирование.
Качественные методы используются, когда нет полной информации о ситуации. Основа данной группы методов – экспертные оценки . Сюда включают:
- эвристические, экспертные методы;
- прогнозирование по аналогии;
- логическое прогнозирование;
- функционально-логическое прогнозирование.
Экспертные методы применяются во всех категориях менеджмента. Эксперты являются профессионалами в какой-либо области и оценивают ситуацию на основе своего опыта и интуиции.
Прогнозирование по аналогии используется очень часто. Если есть аналогия между текущей ситуацией и предыдущей, можно предсказать, как будет развиваться текущая ситуация.
Неформальные методы прогнозирования основаны на информации, которая собирается разными путями: вербальной, письменной, полученной в результате шпионажа.
Моделирование в ходе принятия решений
Моделирование ситуаций – широко используемый метод, помогающий принимать управленческие решения. Моделирование подразумевает исследование проблемы с помощью построения модели, изучения ее свойств и поведения. После всестороннего анализа модели полученные сведения переносятся на реальную ситуацию. Модель является абстрактным объектом, который приводят в соответствие с исследуемой ситуацией.
При принятии решений используют следующие типы моделирования :
- концептуальное (модели – это схемы, которые отражают представления о том, какие переменные в ситуации наиболее существенны для принятия решения и как они взаимодействуют, какие между ними связи);
- математическое (ситуация представляется в виде формулы, набора математических символов и выражений; такие модели удобны для количественного анализа, они показывают влияние элементов внутри ситуации на конечное решение);
- имитационное (с помощью компьютера воспроизводят алгоритм работы сложных систем или объектов во времени, имитируется их поведение, составные элементы; при этом сохраняется структура объекта, последовательность процессов также соблюдается).
Построение любой модели включает в себя несколько этапов:
- Описание объекта. Это предварительное описание, которое максимально приближено к реальным параметрам. Данный этап – основа для последующих описаний.
- Формализация объекта. На основе описания выделяются наиболее важные характеристики объекта, которые влияют на его работу. Затем определяют управляемые параметры и те, которые не поддаются контролю. Выделяют систему ограничений, строится схема или математическая функция. Таким образом словесное описание заменяется абстрактным (формальным) и упорядоченным. 3. Проверка адекватности. Проводятся расчеты, по их результатам принимают решение о применении модели на практике, либо о корректировке модели.
- Корректировка. Сведения об объекте уточняют, корректируют параметры абстрактной модели. Затем снова проводится оценка адекватности.
- Оптимизация. При соблюдении параметров адекватности модель стараются упростить. Таким образом можно получить более простую модель, но работающую по тем же принципам. Меняется форма модели, но не содержание. Основные показатели для оптимизации: затраты ресурсов, время на исследование, время для принятия решения с помощью модели.
Моделирование - это один из методов , который сегодня получает все большее распространение.
Моделирование (лат. - мера, норма и француз. - образец, прообраз ) - это метод исследования объектов познания с помощью их моделей.
Объекты познания - реально существующие системы (органические и неорганические), предметы, явления, социальные процессы.
Модель объекта - его аналог, который может быть представлен в виде структуры, схемы, знаковой системы, функции, результата. Аналог служит для хранения и расширения знания о свойствах и структурах объекта. С гносеологической точки зрения - это заместитель оригинала в познании и практике.
Результаты разработки и исследования модели переносятся на оригинал. С логической точки зрения, подобный перенос основан на отношениях изоморфизма (одинаковости) и гомоморфизма (уподобления), существующих между моделью и тем, что с ее помощью моделируется.
Потребность в моделировании возникает в случае, когда исследования самого объекта затруднительно или даже невозможно.
Виды моделирования:
- 1. Предметное (модель воспроизводит определенные геометрические, физические, динамические,функциональные характеристики оригинала).
- 2. Аналоговое (оригинал и модель описываются едиными математически отношениями).
- 3. Знаковое (моделью служат схемы, чертежи, формулы).
- 4. Логико-математическое (построение логико-математических моделей на основе мысленно наглядного представления знаков и операций с ними).
Моделирование во многом основывается на рассуждении по аналогии на основании исходных данных. При этом данные могут изменяться, в соответствии с чем расширяются выразительные возможности модели.
Изменяющиеся данные параметры объекта - это переменные, которые классифицируются на:
1) внутренние (собственные параметры объекта);
2) внешние (не зависят и не определяются объектом)
- 3) управляемые (выбираются руководителем или исследователем по своему усмотрению);
- 4) неуправляемые (не зависят от води субъекта, значение их можно лишь регистрировать);
- 5) случайные (распределены по некоторому вероятностному закону, неконтролируемы; не имеют вероятностной природы, неопределенные).
Цель моделирования - воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы.
Основная задача моделирования -- воспроизвести модель, которая должна иметь сходство с оригиналом, но не должна быть его полным аналогом. Это основное условие моделирования. В противном случае моделирование теряет смысл.
Основное отличие оригинала от модели - способность к гибкому прогнозному моделированию, не влияющему на исходные данные модели.
Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий и явлений). В отличие от физической, социальная модель не копирует изучаемые объекты или явления, а преобразует значение одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значение других признаков, выбранных в качестве зависимых.
Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения или прогнозирования изменения изучаемых социальных процессов или явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков. То есть необходимо разводить понятия: разработанная схема (в которой то, что независимо может быть представлено зависимо от каких-либо условий) и существующая реально социальная действительность с ее объективными независимыми условиями.
Моделирование применяется;
- а)при исследовании глобальных проблем, которые охватывают всю жизнедеятельность человека и узких проблем социальной сферы (например, состояния демографической ситуации в России);
- б)в условиях рыночных отношений (например, состояние образования, здравоохранения, женщины и семьи в условиях социальных реформ, моделирование духовно-нравственной сферы личности, системы переквалификации в условиях рыночных отношений работников и т.д.).
Моделирование социальных структур создает много моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов на исследуемые социальные процессы.
Основой и предметом моделирования является проблемная ситуация, которая обусловлена объективными (противоречие между потребностями и способами их удовлетворения, между процессом развития и процессом стабилизации) и субъективными факторами.
Наиболее распространенные методы моделирования: разработка, анализ и исследование модели, проблемной ситуации, инновационных моделей, эвристических моделей, специальных математических моделей. В последнее время широкое распространение получают модели, создаваемые на ЭВМ.
Основными средствами моделирования являются:
- – словесное описание - наиболее простой и доступный способ задания моделей;
- – графическое представление в виде кривых, чертежей - этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, может являться дополнением к другим;
- – блок-схемы, матрицы решений - этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;
- – математическое описание;
- – программное описание (для ЭВМ).
В повседневной практике достаточно часто используются возможности компьютерной программы Excel, имеющей различные функции для осуществления расчета тенденций изменения переменной в периоде основания для продолжения тенденции в период упреждения прогноза.
Виды и функции моделей
Мо делирование - специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача - воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; оно в этом случае не дает должного представления об оригинале модели, а также не выполняет своей функции. Модели различаются по степени близости к действительности (степени изоморфизма с действительностью).
Все многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса :
- 1) материальные модели , которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);
- 2) идеальные модели
в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:
- – по объему исследования различают модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, модели образа жизни и социально-политических процессов и т. д.;
- – по уровню моделируемой системы - микро- и макромодели;
- – по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала - субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели;
- – способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования , - детерминистические и стохастические модели;
- – ориентированности на изучение функционирования или развития системы - модели с постоянной и изменяющейся структурой;
- – месту в структуре научного познания - измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные;
- – уровню формализации - концептуальные и формально-логические (математические) модели;
- 3) смешанные модели , сочетающие элементы первых двух (так называемые человекомашинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии.
Функции моделей. В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. При этом на эмпирическом уровне
– измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки).
На теоретическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:
- – объяснительную - раскрытие сущности исследуемых объектов,
- – критериальную - проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез,
- – предсказательную - оценка будущего состояния рассматриваемой системы.
Отдельные функции могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций. Кроме того модели могут конструироваться специально для одновременной реализации нескольких функций. Например, имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную.
Каким требованиям должна отвечать социальная модель?
Первая группа требований . Модель должна
- – быть простой, удобной;
- – давать новую информацию об объекте;
- – способствовать усовершенствованию самого объекта.
Ко второй группе требований можно отнести:
- – определение или улучшение характеристик объекта;
- – рационализацию способов его построения;
- – возможность управления или познания объекта на его модели.
Следовательно, правомерно при разработке моделей говорить об их подобии объекту-оригиналу. При этом, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Оценка моделей
Каким требованиям должна отвечать социальная модель? Сегодня в научной литературе к модели выдвигаются следующие требования:
- – она должна быть простой, удобной;
- – позволять изучить объект и получить новую информацию о нем;
- – способствовать усовершенствованию объекта;
- – давать возможность рассмотреть управление объектом на его модели.
При разработке модели соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Критерии оценки модели
- 1) Одним из критериев оценки служит прогрессивность модели , означающая, насколько она по целому ряду параметров является лидирующей,
- 2) вид отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, количественное описание, системное воспроизведение);
- 3) распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.);
- 4) уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализованная, материализованная система и т.п.);
- 5) уровень творческого решения с помощью модели. Первый уровень - определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений. Второй уровень - осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.
Не менее важным является рассмотрение структуры моделей. В структуру модели входят три основных компонента : совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий.
При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективном анализе. Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, на сравнении с ним, опирается на репрезентативные массивы информации.
Цель прогнозирования в социальной работе - дать вариативный прогноз изменения социального объекта (явления, процесса, ситуации, группы, личности), т.е. описать его состояние в будущем с указанием количественных и качественных характеристик.
В соответствии с описываемыми характеристиками, прогнозы так и будут называться: качественные прогнозы, количественные прогнозы.
Распространенной методикой описания тех или иных процессов и явлений служит моделирование. Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования возможного явления новых или будущих технических средств и решений. Впервые для целей прогнозирования построение операционных моделей было предпринято в экономике. Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы операции отображали характеристики объекта (взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.), существенные для цели исследования. Поэтому вопрос о качестве такого отображения - адекватности модели объекту - правомерно решать лишь относительно определенной цели. Конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели составляют содержание метода моделирования.
Метод моделирования, разработка которого применительо к прогнозированию научно-технического прогресса встречает серьезные трудности, требует к себе особого внимания.
Трудность применения метода моделирования в прогнозировании научно-технического прогресса вызывается сложностью структуры технического развития и поэтому вынуждает пользоваться не единственной моделью, а системой методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью.
Под системой моделей прогнозирования научно-технического прогресса следует понимать совокупность методик и моделей, позволяющую дать согласованный и непротиворечивый прогноз научно-технического развития отрасли, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущих периодах технико-экономических тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся ресурсах, выявленных потребностях народного хозяйства и их динамике.
Такая система предполагает определенную очередность использования моделей для целей составления комплексного прогноза.
Использование математического аппарата для описания моделей (включая алгоритмы и их действия) связано с преимуществами математического подхода к многостадийным процессам обработки информации, использованием идентичных средств формирования задач, поиска методов их решения, фиксации этих методов и их преобразования в программы, рассчитанные на применение средств вычислительной техники.
Разработка системы моделей прогнозирования проходит три этапа.
На первом этапе разработки локальных методик прогнозирования прорабатываются отдельные модели и подсистемы моделей прогнозирования. Разработанные модели должны быть взаимно увязаны и составлять единую систему для целей прогнозирования, обеспечивающую взаимодействие отдельных моделей в соответствии с определенными требованиями. Такие требования будут зафиксированы в программе исследований по проблеме в целом.
На втором этапе разработки локальных методик прогнозирования научно-технического прогресса создается система взаимодействующих моделей прогнозирования, уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие, определяется последовательность использования отдельных моделей, а также приемов оценки и методов проверки получаемых комплексных прогнозов. На этом этапе также должны быть составлены соответствующие программы для решения задач на электронных вычислительных машинах.
Третий этап создания системы моделей прогнозирования в основном связан с уточнением и развитием отдельных локальных систем и методик в ходе практического их использования для целей комплексного прогнозирования научно-технического прогресса.
При составлении детальных программ исследований для первого и второго этапов необходимо учитывать, что задачи методики и круг проблем и показателей, разрабатываемых при прогнозировании, существенным образом зависят от сроков прогнозов. С увеличением деятельности прогнозируемого периода происходит укрупнение показателей, уменьшается количество имеющейся и доступной информации всех видов; этому соответствует использование укрупненных (агрегированных) моделей, рассмотрение более крупных синтетических проблем развития народного хозяйства. При этом необходимо выявить показатели, которые связаны устойчивыми функциональными связями, как между собой, так и с показателями прогнозов на менее длительный период и которые существенно влияют на динамику показателей для периода в целом и отдельных его частей (принцип отбора существенной и устойчивой информации).
Требования, предъявляемые к отдельным моделям и системе моделей прогнозирования, предопределяют методы, с помощью которых эти модели могут и должны разрабатываться, а также методы и средства осуществления расчетов по ним. Эти требования сводятся главным образом к следующим положениям:
- - методика должна давать четкое описание последовательности правил (алгоритма), позволяющее составить отдельный прогноз при достаточно широких предположениях о характере и значениях исходной для данного прогноза информации определенной структуры;
- - методика должна использовать методы и технические средства, позволяющие проводить расчеты своевременно и многократно, исходя, как правило, из неоднородной и большой по объему, меняющейся по вариантам прогноза информации;
- - в подобных методиках должны учитываться сложные, многофакторные связи прогнозируемых процессов и показателей. Необходимо обеспечить выявление в этих условиях важнейших и устойчивых закономерностей и тенденций. Такое выявление необходимо как на исходном материале, так и в процессе анализа результатов, получаемых по данной методике, и их расчетов по комплексу связанных с ней моделей;
Необходимо системное согласование отдельных прогнозов, которое должно обеспечить непротиворечивость и взаимную корректировку последних.
Применение математических методов является необходимым условием для разработки и использования моделей прогнозирования, обеспечивающим высокие требования к обоснованности, действенности и своевременности прогнозов научно-технического прогресса.
Моделирование - это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели.
Рассмотрим различные методы моделирования, прогнозирования и планирования в целом. В настоящее время, по оценкам ученых , насчитывается около 150 различных методов моделирования и прогнозирования, однако на практике наиболее часто используется только 15-20 основных (рис. 1.3.1). Дадим краткие характеристики главным методам. Основная идея метода экспертных оценок заключается в том, что интуитивно-логическое мышление отдельных экспертов в рамках специальных процедур сочетается с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.
Экстраполяционные методы прогнозирования предполагают прогнозирование одно- и многомерных рядов. Сущность методов экстраполяции заключается в изучении и переносе на будущее сложившихся тенденций развития системы. С целью прогнозирования одно- и многомерных рядов также применяются и некоторые статистические методы исследования, в основе которых лежит предположение о том, что уровни временного ряда состоят из суммы нескольких компонент, отражающих закономерность или случайность развития .
Среди экономико-математических методов можно выделить метод межотраслевого баланса, корреляционно-регрессионный метод, различные методы оптимизации (например, симплекс-метод). Отметим, что эконометрические модели имеют ряд преимуществ по сравнению с моделями межотраслевого баланса. В частности, эконометрические модели требуют небольших затрат времени на подготовку данных, для них характерна возможность отражать различные аспекты функционирования экономики, сравнительно несложные формальные методы .
Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономическое явление или процесс разделяются на части, далее выявляются взаимосвязи этих частей друг с другом, оценивается влияние выявленных взаимодействий на процесс в целом.
Сущность балансового метода заключается в увязке потребностей административно-территориальной единицы в различных видах продукции, ресурсов с производственными возможностями административно-территориальной единицы, источниками ресурсов и т.п.
Нормативный метод, скорее, относится к методам планирования и связан с использованием при составлении плана или прогноза различных норм или нормативов.
Отметим, что в разных источниках сущность и название методов моделирования и прогнозирования может быть отражена по-раз-
Рис. 1.3.1. Система моделей и методов прогнозирования ному. Например, в говорится о существовании генетического и нормативного прогнозирования. Целью генетического прогнозирования является нахождение наиболее вероятных пропорций и темпов развития промышленности, в то время как целью нормативного прогнозирования является нахождение путей и сроков достижения выдвинутых целей.
Методы моделирования и прогнозирования могут использоваться в различных случаях. Например, при прогнозировании данных городского бюджета, построении среднесрочных прогнозов бюджетных поступлений большинство стран и большая часть территорий пользуются эконометрическими моделями .
Поскольку в работе рассматриваются возможности прогнозирования на средне- и долгосрочный период, специфика применения этих методов может быть иной. Чем больше период прогнозирования, чем меньшее значение приобретают количественные прогнозы и тем большее значение приобретают качественные прогнозы. По причине недостаточного количества накопленных статистических данных, отражающих функционирование российских регионов в рыночных условиях, достаточно трудно разработать хороший количественный прогноз на 10-15 лет вперед.