2. Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.
3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и; изъятию денег из обращения) осуществляет Центробанк РФ, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег. Действует на основании федеральных законов «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 г. с последующими изменениями и дополнениями.
4. Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте. Банкноты достоинством – 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб., монеты – 1, 5, 10, 50 копеек.
5. Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам. Осуществляется Центральным Банком РФ.
Тема 3. Эволюция денежных систем и монетарная политика государства.
1. Причиной отмены золотого стандарта во всех странах с конца 70-х годов (после Конференции МВФ на Ямайке) является – развязывание неуправляемых инфляционных процессов в условиях золотого стандарта.
2. Известно, что на смену золотым слиткам пришли монеты. Я думаю, что выпускать золотые монеты выгоднее, чем продавать слитки, т.к. их значительно легшее реализовывать, ведь они имеют меньший вес и поэтому их может приобрести большее количество людей.
3. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос – в 5 раз больше номинального объема ВНП.
Тема 4. Финансы: общее понятие и основные функции. Финансовая политика.
1. На какие функции денег опираются следующие функции финансов – распределительная и контрольная?
Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.
Контрольная - как средства обращения, как средства платежа.
2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов?
Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.
3. Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в РФ.
В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функции играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль за этими банками в сфере денежного обращения.
Тема 5. Финансовая система: сочетание возмездных и безвозмездных денежных потоков и формирование финансов экономических субъектов.
1. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами и налоговыми инспекциями?
Такой контроль является частью финансовой деятельности государства и такая деятельность является особой в силу того, что она осуществляется от имени государства в лице соответствующих органов (Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства, Счетной Палаты, Федеральной налоговой службой, Банком России и т.д.).
Кроме того, такой контроль важен, т.к. осуществляется он за денежными фондами государства на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном уровнях.
Осуществляется он при исполнении намеченных программ, планов и смет, а именно бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и смет бюджетных предприятий, учреждений, организаций.
Поскольку наибольшую массу доходов бюджета любого уровня составляют налоговые поступления, то и роль контроля осуществляемого налоговыми инспекциями очевидна. На сколько продуктивно, данный контроль будет проведен, на столько будет исполнена доходная часть бюджета, а в последствии – на сколько будет произведено финансирование всех расходных частей бюджета. Все это в итоге влияет на уровень жизни в стране населения, на экономическое развитие страны и т.д.
2. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? Какие органы его осуществляют?
Аудиторский контроль осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской задолженности», в соответствии с которым аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах основанные решения.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» она осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований:
Наличие квалификационного аттестата аудитора,
Осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг,
Обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и иные условия.
Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков устранения.
Аудит делится на: обязательный и инициативный.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности), инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.
Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;
4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным раннее;
5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.
Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором, но, как правило, составляет не более 2 месяцев.
Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, они могут быть взысканы с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.
Составлено заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестат аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве.
Порядок установления денежно-валютного курса;
Механизм денежно-кредитного регулирования;
Порядок прогнозного планирования;
Структура денежной массы в обращении;
1.Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран действует десятичная система деления.
3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:
1) – центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег;
2) – казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег).
В промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги (казначейские билеты), исключение США - там в ходу казначейские билеты в 100 долл., а в ряде развивающиеся стран бумажные деньги имеют достаточно широкое обращение.
Эмиссия банкнот ЦБ осуществляется тремя путями:
Предоставлением кредитов коммерческим учреждениям;
Кредитованием государства под обеспечение государственных ценных бумаг;
Выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
4. Структура денежной массы в обращении – представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.
5. Порядок прогнозного планирования – включает систему планов денежного оборота, органов, составляющих эти планы, задачи, решаемые планами.
6. Механизм денежно-кредитного регулирования – это набор инструментов влияния государства на экономику в целом.
7. Порядок установления валютного курса – или котировки валют, т.е. соотношения денежной единицы страны к иностранным валютам.
8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве - отражает совокупность правил, форм, кассовых и отчетных документов, которыми руководствуются юридические лица и население при организации налично-денежного оборота.
Современные денежные системы рыночного типа строятся на следующих принципах :
1. Принцип централизованного управления денежной системой.
2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота.
3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.
4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии.
5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.
6. Принцип неподчиненности ЦБ правительству и подотчетности его парламенту страны.
7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.
8. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.
9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.
10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.
Современные денежные системы представляют собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном единстве. Условно элементы можно разделить на 3 блока, которые функционируют в неразрывном единстве:
1. базовый (фундаментальный);
2. управленческий (функциональный);
3. инфраструктурный (нормативно-правовая база, законодательные органы и правительство).
Элементами денежной системы являются:
1-й блок:
Принципы организации денежной системы;
Наименование денежной единицы;
Виды и порядок обеспечения денежных знаков;
Эмиссионный механизм;
2-й блок:
Структура денежной массы;
Механизм денежно-кредитного регулирования;
Порядок установления валютного курса;
Порядок кассовой дисциплины;
3-й блок:
Порядок прогнозирования и планирования денежного оборота.
Принципы организации денежной системы:
Принцип централизованного управления денежной системой. В условия рынка данный принцип базируется на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов;
Принцип планирования денежного оборота – на основе составления соответствующих прогнозов;
Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота: денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развития инфляционных процессов;
Принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций;
Принцип обеспеченности эмитируемых денег;
Принцип независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, в решении задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования;
Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.
Наименование денежной единицы – следующий элемент денежной системы. Денежная единица – установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Как правило, она делится на мелкие кратные части. Все денежные знаки, монопольно эмитируемые центральным банком, есть законные платежные средства. Законные платежные средства – это денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Все законные платежные средства являются деньгами, но не все деньги являются законными платежными средствами (например, иностранная валюта не является законным платежным средством).
Виды и порядок обеспечения денежных знаков – государственным законодательством устанавливается, что может служить обеспечением эмиссии денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, СКВ, ценные бумаги, гарантии Правительства и т.д.).
Эмиссионный механизм – порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия.
Структура денежной массы – рассматривается либо как соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков.
Порядок прогнозного планирования денежного оборота – включает систему прогнозных планов, органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов, задачи, решаемые с помощью каждого плана денежного оборота.
Механизм денежно-кредитного регулирования – совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования (прямых и косвенных), права и обязанности органов денежно-кредитного регулирования.
Порядок установления валютного курса или котировка валют - означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран. Котировку проводят центральные банки. Она может быть официальной и свободной (рыночной). В настоящее время используют способ котировки, основанный на «корзине валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».
Порядок кассовой дисциплины – это набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы.
Порядок обеспечения денежных знаков.
Государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т.д. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.
Эмиссионный механизм.
Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Выпуск денег в обращение каждодневно сочетается с изъятием их из обращения. Поэтому эмиссия понимается как такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.
Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.
Структура денежной массы в обороте.
Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы. Денежный оборот – это процесс движения (кругооборот) денег в наличной и безналичной формах, в процессе которого деньги выполняют функции обращения и платежа. В основном деньги постоянно находятся не в статичном состоянии, а в движении. Таким образом, денежный оборот представляет собой форму существования денег и является элементом денежной системы.