Николай Федорович Никитин родился 1 января 1950 г. в деревне Орудьево Дмитровского района Московской области в семье военнослужащего. В 1973 г. окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-механик по самолетостроению". С 1973 по 1997 г. работал в "ОКБ Сухого", где прошел путь от инженера до заместителя генерального конструктора. В 1997-1999 гг. - первый заместитель гендиректора АВПК "Сухой". В феврале 1999 г. постановлением правительства РФ назначен генеральным директором - генеральным конструктором ВПК "МАПО" (в декабре 1999 г. переименовано в РСК "МиГ"). Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный конструктор РФ, кандидат экономических наук.
Позиция
Николай Федорович, если судить по выступлениям ваших конкурентов, первое полугодие 2002 года не стало удачным для РСК "МиГ". Активно обсуждают свою победу в тендере по истребителю пятого поколения представители "ОКБ Сухого", а РСК не дает комментариев. Одновременно много выступают в прессе представители "ОКБ имени Яковлева" по поводу победы в конкурсе по учебно-боевому самолету. "МиГ" опять молчит. Почему?
В процессе обсуждения проблем истребителя пятого поколения корпорация "МиГ" активно отстаивала свои позиции на всех проводимых совещаниях и встречах. Однако "МиГ" строго соблюдал указание руководства и негласную договоренность о том, чтобы не комментировать в прессе ход этих обсуждений и итоги конкурса. Как ясно следует из вашего вопроса, корпорация "МиГ" - единственная, кто соблюдал и соблюдает эти договоренности.
Информационный шум вокруг пятого поколения очень напоминает ситуацию с реструктуризацией авиапромышленности - многочисленные разговоры и заявления в течение уже очень многих лет. Эти разговоры и сейчас продолжаются, отнимая время министров, вице-премьеров, руководителей государства, а интеграцию воплотили в жизнь считанные предприятия, причем заметьте, почти не мелькающие в прессе и высоких кабинетах. Им некогда, они работают и выполняют порученные задачи.
Теперь я позволю себе прокомментировать сложившуюся ситуацию. Вы говорите, что мы проиграли два конкурса или, как принято говорить на Западе, тендера. Но вот какая интересная складывается ситуация. За последний год корпорация "МиГ" заключила 5 контрактов на поставку авиатехники за рубеж и 4 контракта на модернизацию ранее выпущенных авиационных комплексов (из них 3 - в европейских странах). Таким образом, выиграв 9 тендеров за рубежом, мы в России "проиграли". А сколько тендеров за рубежом выиграли "ОКБ Сухого" или "ОКБ имени Яковлева"?
Вот и получается, что на Западе, где наряду с высокими тактико-техническими характеристиками, основным критерием тендера всегда был и остается показатель "стоимость-эффективность", мы побеждаем, а у себя в России - проигрываем. Значит, у нас на принятие решения влияют еще и другие факторы. Жизнь покажет, кто был прав, чья позиция и что в итоге будет реализовано.
Пятое поколение
В чем суть подхода РСК к проблеме пятого поколения, чем она отличается от предложений "ОКБ Сухого"?
Вы правильно задали вопрос - у "МиГ" не другой проект, у "МиГ" в корне другой подход к проектированию боевой (да и не только боевой) техники следующего поколения. Мы смотрим на проблему через призму экономики. Она должна "править бал".
Задача не только в том, чтобы нарисовать на бумаге самый мощный и лучший в мире боевой самолет, "которому нет аналогов". Его нужно построить в заданные сроки, в стране должны быть ресурсы, чтобы его производить, ВВС России должны иметь возможность его закупать. Кроме того, самолет должен быть интересен инозаказчику, чтобы производство оплачивал не только наш отечественный налогоплательщик, но и зарубежный. И это не лозунг - сегодня "МиГ", являясь государственным предприятием, более 99% средств имеет только от внешних заказов. Более того, наши платежи в госбюджет в десятки раз превосходят поступления из него на "МиГ".
Свою позицию мы высказывали неоднократно. Говоря об истребителе пятого поколения, корпорация "МиГ" базируется на трех основных положениях. Во-первых, РСК не должна и не может остановиться в своем развитии, наше будущее наряду с проводимой программой диверсификации заключается в развитии его боевой составляющей. Во-вторых, необходимо разработать и изготовить доступный Вооруженным силам России многофункциональный боевой авиационный комплекс для решения задач ВВС и ВМФ. Наконец, необходимо обеспечить высокий экспортный потенциал нового истребителя для его широкого распространения по всему миру, как это было со всеми самолетами разработки "МиГ".
Можно ли более подробно проанализировать экономические аспекты программы?
Стоимость программы истребителя пятого поколения - подчеркиваю, программы, а не опытно-конструкторской работы (доля последней, как правило, - не более 10%) - соизмерима с оборонным бюджетом России. Но кроме авиации есть и другие виды Вооруженных сил, которые тоже должны перевооружаться на новую технику. Поэтому необходимо жестко увязать перспективы закупки нового истребителя с другими программами Минобороны РФ (РВСН, ВМФ, Сухопутных войск, другими работами ВВС и т.д.), выполнение которых планируется в период 2002-2020 годов.
Увязка бюджетов всех программ в единый бюджет технического переоснащения Минобороны РФ должна адекватно стыковаться с прогнозируемым экономическим развитием России, ростом валового национального продукта и реалистичными бюджетными планами и прогнозами на ближайшие 20 лет.
Это позволит утвердить реальные объемы финансирования, закупок и сроки реализации программ технического переоснащения Минобороны РФ и, в частности, программы истребителя пятого поколения. Тогда, в соответствии с выделяемыми объемами финансирования, должно быть сформировано ТТЗ ВВС на новый истребитель. И только после этого должно приниматься решение о полномасштабном развертывании программы нового истребителя и определении головного разработчика.
А сейчас надо продолжать конкурсную разработку эскизных проектов истребителя пятого поколения за счет собственных средств ФГУП "РСК "МиГ" и АООТ "ОКБ Сухого". А бюджетные деньги следует направить на развитие критических технологий, разработку оружия и БРЭО.
Сколько будет стоить программа пятого поколения?
В соответствии с публичными заявлениями ряда руководителей, планируемая стоимость ОКР российского истребителя пятого поколения в период до 2010 года составит около 1,5 миллиарда долларов (некоторые эксперты оценивают ее гораздо выше). В бюджете Минобороны РФ эти средства отсутствуют. Замечу, что аналогичная американская программа F-35 (JSF) предусматривает затраты на разработку около 22 миллиардов долларов.
Даже если российская авиапромышленность найдет средства на ОКР (например, от экспортных поставок самолетов МиГ-29 и Су-27/30), то определяющим и критичным в программе истребителя пятого поколения будет наличие в бюджете Российской Федерации 20-30 миллиардов долларов для формирования минимально приемлемой группировки истребителей. Иными словами, в течение 2010-2025 годов должно быть предусмотрено 1,3-2 миллиарда долларов в год на закупку с минимально возможным темпом новых самолетов, вооружения к ним и их эксплуатацию.
Чем объясняется такой разброс в ценовых параметрах?
Выбранной размерностью самолета. Именно она в итоге определяет стоимость программы и нагрузку на бюджет страны в рассматриваемый период.
Есть и другой аспект программы - экспорт. В настоящее время поставлено в более чем 55 стран около 2600 истребителей МиГ-29, F-18, F-16, Мираж-2000, близких по размерам и весу к самолету, предлагаемому РСК "МиГ". Вместе с тем истребителей большей размерности и большего веса Су-27/30, F-14, F-15 продано в 8 стран в количестве примерно 650 единиц.
Сейчас планируется произвести на экспорт около 3000 истребителей F-35 (JSF), близких по размерам и весу к нашему самолету, и не планируется экспорт тяжелых истребителей F-22, больших по размерам и весу чем F-35 (JSF).
Таким образом, снизить бюджетные расходы на закупку группировки новых истребителей для ВВС РФ можно только решив другую главную задачу программы - обеспечить высокий экспортный потенциал разрабатываемого самолета. Это, в свою очередь, позволит компенсировать за счет инозаказчика затраты на разработку, обеспечить реальные валютные поступления в страну, поддержать сотни тысяч рабочих мест в высокотехнологичном секторе экономики на период до 2030-2040 годов и в конечном счете сохранить позиции России в области боевой авиации.
Выбранная ФГУП "РСК "МиГ" размерность нового истребителя в сравнении с проектом более тяжелого самолета обеспечит возможность формирования необходимой для ВВС РФ группировки с меньшими на 35-40% затратами для бюджета нашей страны и обеспечит в 3-4,5 раза больший потенциальный экспорт.
Таким нам представляется решение вопроса истребителя пятого поколения: через экономику процесса и критерий "стоимость-эффективность" продукта.
Интеграция
Вы возглавляете РСК "МиГ" четвертый год. Все ли задачи, которые вы поставили перед собой, выполнены?
Корпорация "МиГ" - государственное предприятие, и задачи при моем назначении в феврале 1999 года, а затем при переназначении в декабре 1999-го формулировал не я. Мне их поставил премьер-министр и руководители, которые отвечали и отвечают за оборонно-промышленный комплекс России.
Таких задач было три. Во-первых, объединить все предприятия "МиГ" в единую организацию, то есть создать оптимальную структуру предприятия, по которой построены все успешно действующие авиапромышленные компании мира - "Дассо", "Локхид-Мартин", "Боинг". Во-вторых, вернуть на промышленную арену и внешний рынок продукцию марки "МиГ". В-третьих, обеспечить многолетнюю, стабильную и экономически эффективную загрузку 14 тысяч рабочих мест, а с учетом дочерних предприятий - свыше 40 тысяч рабочих мест.
Эти задачи мы выполнили. К 2000 году закончено объединение предприятий, и РСК "МиГ" - это сегодня единственная в стране авиастроительная корпорация, объединяющая де-факто и де-юре в одном юридическом лице весь жизненный цикл авиатехники - разработку, производство, продажу, послепродажное обслуживание, ремонт и модернизацию.
Новая структура позволила работать на рынке более эффективно и, имея право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, проводить активную и наступательную маркетинговую политику. Вместе с этим новая маркетинговая политика корпорации "МиГ", выработанная совместно с федеральными органами в начале 2000 года и постоянно совершенствующуюся, позволила в корне перестроить деятельность в сфере ВТС, выйти на системный подход, что в итоге дало положительные результаты.
Заинтересовать покупателя сегодня можно только совершенной, конкурентоспособной техникой. Это заставило нас создать новый модельный ряд самолетов: всего за 11 месяцев построен МиГ-29М2 (MRCA), готов к серийному производству МиГ-29К/КУБ, начнет испытания МиГ-29ОВТ с управляемым вектором тяги.
В 2001-2002 годах мы вернулись на внешний рынок. При этом корпорация "МиГ" не только возвратилась в традиционные, но и освоила новые регионы. Заключены контракты с пятью новыми странами, куда ранее наша продукция не поставлялась. Произошло возвращение "МиГ" в страны Восточной Европы. Более того, корпорация "МиГ" работает и имеет контракты и в странах НАТО. В течение 2001-2002 годов "МиГ" выиграл в соревновании с ведущими фирмами Запада в Венгрии, Болгарии и Словакии. Проведенные в этих странах в 2001-2002 годах тендеры закончились нашей победой: подписаны контракты на продление ресурса и модернизацию парков истребителей. Одновременно в 2001 году география ВТС была расширена до 12 государств, в 2002-м - до 17.
Конечно же, знаковым событием стало возвращение России на европейский рынок, с которого к началу 1999 года западные страны попытались полностью вытеснить российские истребители. Корпорация "МиГ" до последнего времени ведет борьбу за австрийский рынок, на равных конкурируя с грандами мирового авиастроения. Такая настойчивость создала условия, когда соседи Австрии (Венгрия, Болгария, Словакия), несмотря на активное противодействие западных конкурентов, выбрали российские МиГи.
Можете ли вы сказать, что корпорация полностью преодолела кризис 1997-1998 годов?
За истекший период при отсутствии каких-либо заказов от Минобороны России корпорация "МиГ" предприняла все возможные шаги для изыскания средств, позволяющих сохранить предприятие, сберечь направления разработки и производства, не потерять кадры. За последние два года реальный портфель заказов вырос в 6 раз и начала создаваться устойчивая база, которая обеспечит постоянную работу предприятий "МиГ", в том числе и дочерних, в течение как минимум пяти лет. Таким образом, благодаря проведенной реструктуризации и реализации в течение последних двух лет наступательной маркетинговой политики впервые за последние 6 лет у нашей корпорации появилась перспектива не только сохранить кадры научно-производственного сектора, но и полностью решить к 2004 году задачу финансово-экономической устойчивости РСК.
В 1995-1996 годах были приняты решения о реструктуризации не только "МиГ", но и "Сухого", "Туполева" и других предприятий. Почему "МиГ" объединился, а все остальные отстали в решении этого вопроса?
Мы проанализировали результаты всей предыдущей деятельности предприятий, входящих в состав корпорации. Ведь объединение "МиГ" еще началось в 1995 году с создания ВПК "МАПО". Однако в дальнейшем начались процессы реинтеграции, и к 1998 году "МиГ" снова фактически распался. Поэтому были поставлены четкие задачи по исправлению этого положения, а также определены сроки их выполнения. Это позволило нам к 2000 году завершить первый этап процесса реструктуризации, несмотря на тяжелейшие финансовые и кадровые проблемы.
Что касается других названных вами предприятий, то этот вопрос должен быть адресован им, а не к нам. Про себя мы можем лишь повторить - нам была поставлена однозначная задача: через оптимальную реструктуризацию резко улучшить экономические, производственные и социальные показатели. И мы ее решили совместно с Росавиакосмосом, министерствами и ведомствами, но ни в коем случае не перекладывая на них свои проблемы.
Диверсификация
Многие фирмы, производившие военную технику, выходят в новую для себя сферу гражданского самолетостроения. Какие у вас планы в этой области?
Не сказал бы, что для корпорации "МиГ" тема гражданской авиации является новой. На серийных заводах, которые сегодня составляют основу серийного производства РСК "МиГ" (московское и луховицкое отделения), еще в советское время выпускались широко известные в нашей стране и за рубежом пассажирские самолеты, например Ил-12, Ил-14, Ил-18. Предприятия, входящие в двигательный блок корпорации, также разрабатывали и производили двигатели не только для боевых самолетов и вертолетов, но и для авиации гражданского назначения. И сегодня наша задача, опираясь на имеющийся опыт, - развивать и совершенствовать производство гражданской авиационной техники.
Мы провели комплексный анализ структуры нынешних и перспективных продаж РСК "МиГ", выявили значительный дисбаланс между производственными мощностями предприятия и потенциальным объемом заказов новых боевых самолетов МиГ.
В подобной ситуации возможны два основных выхода - либо радикальное сокращение производственных мощностей, значительной части конструкторского бюро и массовое увольнение персонала, либо активный поиск новых программ для их загрузки. Мы выбрали второй путь. Разработан вариант стратегии развития корпорации, ориентированный на глубокую конверсию. Анализ перспективной загрузки предприятия показал, что для реализации всех военных программ достаточно 20-30% существующих мощностей, а остальные 70-80% должны быть переориентированы на выпуск гражданской продукции.
Хотя предприятия, входящие в РСК "МиГ", в последние годы участвовали в гражданских проектах, в основном это были программы мелкосерийного производства легких самолетов, которые не в состоянии серьезно загрузить мощности заводов и КБ РСК "МиГ". На сегодняшний день единственным реально перспективным проектом этого направления является производство четырехместного делового самолета Ил-103.
Анализ производственных мощностей и проведенные маркетинговые исследования рынка показали, что оптимальным для разворачивания на РСК "МиГ" гражданским проектом является программа производства гражданского самолета средней размерности. Выбор остановился на 100-местном ближнемагистральном пассажирском самолете нового поколения Ту-334.
В каком состоянии этот проект, и на каком предприятии РСК он будет реализовываться?
Сейчас проводятся сертификационные испытания Ту-334, в которые РСК "МиГ" инвестировала по договору с ОАО "Туполев" большие собственные средства. Основная серийная сборка будет проводиться в Луховицах, где мы сейчас сосредотачиваем основную часть серийного производства. Для этого уже ведется реконструкция площадей окончательной сборки. На этих же мощностях мы будем собирать и военную технику. Реконструкция является составной частью программы обновления основных фондов предприятия. На эти цели лет 20 не вкладывалось никаких средств, и производство начинает морально и физически стареть и изнашиваться.
По расчетам специалистов корпорации, мощности нового цеха позволят выпускать более 20 машин в год и к 2012 году может быть выпущено около 130 самолетов Ту-334. На сегодняшний день 20 российских авиакомпаний, с которыми РСК "МиГ" заключила предварительные соглашения, связывают свое развитие с эксплуатацией Ту-334.
Другим конверсионным проектом является многофункциональный грузопассажирский и транспортный самолет МиГ-110. Для нас он важен прежде всего потому, что разработан конструкторами нашего Инженерного центра "ОКБ имени Микояна". Только что завершила работу макетная комиссия Авиарегистра МАК по грузопассажирскому варианту МиГ-110, что является необходимым этапом для сертификации самолета. Комиссия очень высоко оценила профессионализм наших конструкторов. В бюджете корпорации на текущий год в пределах имеющихся возможностей выделены средства на подготовку производства этого самолета.
Идет так же подготовка серийного производства перспективного многофункционального вертолета Ка-60.
Каковы перспективы РСК в спортивной и малой авиации?
На самолетах "МиГ" в разные годы установлено 72 мировых рекорда скорости, высоты, скороподъемности, грузоподъемности, в том числе 9 абсолютных и 18 женских. Многие из них не побиты до сих пор. Наши летчики-испытатели не только высококлассные профессионалы своего дела - среди них много превосходных мастеров-пилотажников, не раз восхищавших своими выступлениями отечественную и зарубежную публику.
Но чисто спортивные самолеты наша фирма не разрабатывала. Тем не менее на серийном производстве РСК "МиГ" выпускают спортивные самолеты других КБ. В частности, на луховицком отделении собираются самолеты Су-29 и Су-31 генерального конструктора "ОКБ Сухого" Михаила Симонова, работу над которыми он начал еще в 1983 году. Эти машины хорошо зарекомендовали себя на мировых первенствах и имеют спрос у нас в стране и за рубежом, причем собираются они полностью на серийной сборочной линии. В конструкции этих самолетов достаточно широко применяются композиционные материалы, производство которых осуществляет самый крупный в авиационной промышленности России специализированный цех нашей корпорации.
Производственное отделение в Москве серийно выпускает самолеты "Авиатика", относящиеся к классу сверхлегких. Эти машины помимо других своих возможностей используется и для воздушной акробатики. Проект является нашей совместной программой с Московским авиационным институтом, и на нем студенты, работая в КБ МАИ, осваивают азы проектирования самолетов. Сейчас проходит сертификацию двухместный и сельскохозяйственный его варианты.
Мы продолжаем работу над имеющими хорошие перспективы на рынке авиационной техники общего назначения легкими самолетами различных конструкторских бюро.
Есть ли в портфеле корпорации наработки по бизнес-самолету?
Мы уже выпускаем многоцелевой, рассчитанный на трех пассажиров Ил-103. Это первый российский самолет, получивший сертификат Федеральной авиационной администрации США. Он соответствует требованиям норм летной годности IAC, AR FAA, может эксплуатироваться в любых климатических условиях, отличается высоким уровнем комфорта, экономичностью и надежностью. Сегодня Ил-103 уже летают в небе Белоруссии, Перу, Чили. В мае этого года РСК "МиГ" подписан контракт на поставку Южной Корее 23 таких машин в течение 2002-2003 годов. Три самолета будут в 2002-м поставлены Лаосу.
Как развивается партнерство РСК "МиГ" с российскими фирмами и западными корпорациями?
Действительно, сегодня крупнейшие мировые авиастроительные фирмы объединяются в международные консорциумы. Интернациональная кооперация стала залогом успешного осуществления многих проектов создания авиационной техники. И пример нашей корпорации - лучшее тому подтверждение.
У нас есть ряд внутрикорпоративных программ, в которых активно участвуют основные производства, дочерние и зависимые предприятия нашей корпорации. Например, Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс осваивает серийное производство перспективного вертолета Ка-60 разработки ОАО "Камов", которое входит в состав РСК "МиГ".
Наша корпорация сотрудничает со многими отечественными конструкторскими бюро в серийном производстве самолетов разных классов, с производителями двигателей, авионики, вооружения и т.д. В целом в кооперации с нашими предприятиями по строительству самолетов и вертолетов участвует около 500 предприятий России.
Корпорация "МиГ" одна из немногих в стране имеет практический многолетний опыт работы с иностранными партнерами в рамках совместных предприятий по совместной эксплуатации и модернизации поставленной авиационной техники. Такое взаимодействие позволяет продвигать на внешнем рынке нашу продукцию и укреплять доверие заказчиков к системе послепродажного обслуживания поставленной авиатехники. Нашими партнерами являются крупнейшие европейские концерны ЕАДС и ТАЛЕС, французская фирма СНЕКМА. Накоплен значительный опыт работы российско-германского предприятия МАПС. Функционируют технические центры в Малайзии, Индии. Создана совместная с французскими фирмами дирекция по программе МиГ-АТ.
Это самый крупномасштабный проект в области военно-технического сотрудничества наших стран, который постоянно находится в поле зрения руководства России и Франции. Мы создаем учебно-тренировочный самолет нового поколения. Впервые в мировой практике создания подобных машин на нем установлена трехканальная цифровая система дистанционного управления. По оценкам экспертов, МиГ-АТ может завоевать 25% мирового рынка учебно-тренировочных самолетов. К нему уже проявлен интерес в Алжире, Индии, Греции.
На международном аэрокосмическом салоне "ILA-2002" в Берлине в мае этого года и в июле в Фарнборо РСК "МиГ" представила новый пилотажный тренажер, созданный совместно с немецкой фирмой "СТН-Атлас" и имитирующий кабину боевого истребителя МиГ-29. С помощью этого тренажера можно обучать летчиков и отрабатывать применение с воздуха высокоточного оружия по наземным целям. Фирма "СТН-Атлас" является основным подрядчиком по строительству тренажеров для истребителей "Еврофайтер" и вертолетов "Еврокоптер". Мы представляем в этой программе реальную кабину МиГ-29 и алгоритмы работы системы управления вооружением, а немецкие партнеры отвечают за средства визуализации на базе лазерной технологии, являющейся прорывом в авиационном тренажеростроении. Авиатренажер является частью всего комплекса обучения пилотов и изготавливается под конкретные требования заказчика. На базе нового тренажера планируется создать центры подготовки летчиков МиГ-29 для стран Восточной Европы. Такие центры могут появиться и в других регионах, куда в свое время также были поставлены самолеты семейства МиГ. Не исключена продажа тренажера и в страны, способные оплатить покупку (стоимость может составлять от 4 до 12 миллионов долларов в зависимости от требований заказчика), такие, как Индия, Алжир, Малайзия.
По перспективному авиалайнеру Ту-334 мы сотрудничаем как с разработчиком - ОАО "Туполев", так и с производителями отдельных агрегатов. Определена кооперация российских и украинских заводов, участвующих в производстве Ту-334.
В сентябре 2001 года РСК "МиГ" и крупнейший аэрокосмический концерн Европы ЕАДС парафировали меморандум о сотрудничестве в рамках программы Ту-334, согласно которому западноевропейцы берут на себя часть функций по маркетингу самолета на международной рынке и проведение сертификации Ту-334 по европейским стандартам летной годности.
Сертификационные испытания этого самолета проводятся с установленными на Ту-334 российскими двигателями Д-436Т1, которые в достаточной мере удовлетворяют текущим требованиям ИКАО по шумам и эмиссии. Двигатель создан, сертифицирован, имеет потенциал для развития. Кроме того, существует возможность установки на самолет и других моторов. Сегодня РСК "МиГ" проводит активный поиск альтернативных вариантов установки на Ту-334 двигателей, полностью отвечающих международным стандартам. На прошедшем в Берлине в мае этого года аэрокосмическом салоне "ILA-2002" подписан меморандум о сотрудничестве между РСК "МиГ", ОАО "Туполев" и германским отделением британской компании "Роллс-Ройс" и определены конкретные направления дальнейшей совместной работы. Если результат будет положительным, то первый полет Ту-334 с новыми двигателями BR-715 может состояться в 2004 году. Сначала планируется поставка готовых двигателей, а в перспективе российские предприятия могут принять участие в производстве отдельных агрегатов.
Тема партнерства очень обширна. Я перечислил только некоторые наши программы и проекты.
Вы профессионально выросли и состоялись на фирме "Сухой", по ряду позиций конкурирующей с РСК "МиГ". Не возникает ли в связи с этим дополнительных проблем у корпорации?
Авиацией я "заболел" с детства. Мой отец - военный летчик, и я мечтал быть и летчиком, и создателем самолетов. Мечта исполнилась, правда, я не стал профессиональным пилотом, но с 1968 года достаточно много летал и сейчас летаю в аэроклубе, поэтому с очень большим уважением отношусь к людям этой профессии. Главным же делом жизни стало создание самолетов.
Почти 25 лет я проработал в "ОКБ Сухого". Очень благодарен своим друзьям и коллегам по конструкторскому бюро, в котором многому научился и где удалось реализовать часть своих планов. Со многими из них и сейчас поддерживаю прекрасные товарищеские отношения. Но всегда и везде, в том числе и сейчас в корпорации "МиГ", как бы это громко ни звучало, мы служим нашей авиации. Поэтому сегодня на "МиГе" принимаются такие решения, которые способствуют развитию корпорации, развитию авиационной промышленности, служат делу всей авиации и в конечном счете делу России.
Кстати, о конкуренции. Она в оборонной промышленности нашей страны всегда носила соревновательный характер, способствовала развитию авиации, помогала осваивать новые идеи и технические решения. Если этой соревновательной конкуренции не будет, если она превратиться в конкуренцию "взаимного уничтожения", то это будет бедой нашей российской авиации. Поэтому когда говорят о соревновательной конкуренции ведущих ОКБ России, то это вызывает лишь положительные эмоции. Если вопрос ставится по другому, то я отношусь к этому отрицательно.
Если вспомнить историю, то на первом этапе создания истребителей 4-го поколения так же была соревновательная конкуренция трех ведущих ОКБ, которая успешно завершилась государственными испытаниями. После чего наша страна получила, а затем весь мир узнал два превосходных истребителя - МиГ-29 и Су-27, хотя вплоть до 1983 года не было ясности, какой же самолет будет принят на вооружение. От такого подхода государство и наша авиация только выиграли. Самым эффективным он остается и сейчас.
01.10.2011 СУББОТА 00:00
АВС НЕМЕЦКОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧАСТЬ 1
Вопрос: Какую роль играет конкуренция в развитии производства?
Ответ: Конкуренция ведет к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет, производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам, Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нем только производителей с низкими издержками. Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы. Фирмы-конкуренты могут соперничать на местном, региональном, национальном или даже мировом рынках. Конкуренция также важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники.
Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Только конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос.
Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий - им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее, конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчетливыми; их идеи должны выдержать "проверку реальностью". Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены, если же нет - неминуем крах.
Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса. Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи.
Конкуренция как бы "открывает" тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса: будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест - на эффективность расходования ресурсов.
То же самое относится и к размеру фирмы. Для некоторых видов продукции предприятие должно быть достаточно большим, чтобы извлекать все выгоды из потенциальной экономии от масштаба производства. Если с увеличением выпуска издержки на единицу продукции падают, мелкие фирмы будут иметь более высокий уровень издержек и, следовательно, установят более высокие цены на свою продукцию. Потребители, заинтересованные в получении большего объема благ за те же деньги, будут стремиться покупать у более крупных фирм, увеличивая их шансы на выживание. Большинство малых фирм будет постепенно вытеснено с рынка. Иллюстрацией такого развития производства могут служить автомобильная и авиастроительная промышленность.
В других случаях более эффективными окажутся малые фирмы, зачастую организованные в форме личных фирм или партнерств. Там, где потребители высоко ценят товары и услуги, в которых присутствует индивидуальность мастера, крупным фирмам, в отличие от их мелких соперников, трудно рассчитывать на успех в конкурентной борьбе. Это происходит, например, в юридической и медицинской практике, в торговле произведениями искусства, в сфере парикмахерских услуг. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке.
Чтобы крупные компании могли добиться низких издержек, очень важно, чтобы власти не ограничивали конкуренцию со стороны иностранных производителей и не препятствовали своим фирмам продавать товары за границу. Для небольших стран это верно вдвойне. Например, емкость внутреннего рынка такой страны, как Южная Корея, невелика, и корейские автомобилестроители имели бы чрезвычайно высокие удельные издержки, если бы не могли продавать машины за границу. А потребителям в небольших странах пришлось бы платить гораздо более высокую цену за автомобили, если бы было запрещено приобретать их у обладающих низкими издержки крупных иностранных компаний.
Иными словами, конкуренция управляет личным корыстным интересом и заставляет его работать на благо общества. Как отмечал Адам Смит в своей работе "Богатство наций", люди движимы корыстными побуждениями: "Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах".
В конкурентной среде даже самые алчные в своем стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере, равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо еще. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией.
УДК 339. 9
Разу М.Л., д. э. н, профессор Филиппов А. В., д. психолог, н, профессор
КОНКУРЕНЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА
Многовековый опыт свидетельствует о том, что конкуренция по своим возможностям подобна атомной энергии. Она может быть как созидательной, если выработаны механизмы управления ею, так и разрушительной, если ей позволить действовать в обществе стихийно, находясь во власти определенных групп, отвергающих значимость нравственных основ общественного устройства.
Конкуренцию следует отнести к универсальному условию, лежащему в основе процесса совершенствования и прогресса живых систем. Действительно, если дарвинскую концепцию эволюции осмыслить в реалиях отношений между живыми системами, то следует признать, что эти отношения могут характеризоваться или конкуренцией или различного рода кооперации. При этом конкуренция в большей степени преобладает в борьбе за выживание. Сюда относится и конкуренция за доступ к пище и конкуренция связанная собственно с продолжением рода и т. п.
Известно, что всякое ослабление конкурентных отношений в живых системах неизбежно приводит к утрате тех их свойств, которые укрепляют положение этой системы среди других живых систем, а также ее положение в окружающей среде, среде обитания в целом.
С появлением среди живых систем современного человека, опирающегося в своем существовании на нравственные нормы конкуренции приобрела в своих проявлениях, в своих особенностях признаки, отличающие ее от реалий чисто биологических систем. Начинают действовать два основных фактора цивилизующих конку-
рентные отношения в человеческих сообществах. Первый фактор связывается нами с появлением сознания (со - знания) как основного интеллектуального инструмента, позволяющего человеку не только переживать, не только чувствовать и ощущать, но и сопереживать, сочувствовать, соощущать, т. е. всегда иметь в своем сознании не только образы и мысли, относящиеся к «я» человека, но и относящиеся к другим людям, относящиеся к пониманию того, как поступки и действия человека будут отражаться в сознании другого человека или группы людей. Несомненно, этот фактор оказывает сильное воздействие на проявление отношений конкуренции, направляя конкуренцию по определенным нормам, правилам, стандартам. Второй фактор, определивший своеобразие очеловечивания конкуренции связан с общественным характером бытия человека. Жизнь в обществе потребовала не только выработки правил конкретных отношений между отдельными индивидами, но и необходимость взаимодействия в различных видах жизнедеятельности людей. Взаимодействие, взаимозависимость, взаимопомощь, позволили конкуренции приобрести совершенно новые черты, которые можно определить как обучающие. Действитель-
но, в процессе конкуренции в условиях общественно-обусловленных контактов уже не ставилось целью не допустить конкурирующую особь в благоприятные для ее жизнедеятельности обстоятельства, а напротив, осуществлял взаимодействие в процессе группового, взаимозависимого труда конкуренция стала способствовать распространению наиболее результативных способов достижения целей в общем по своему содержанию труда.
В связи с этим у конкуренции появились разновидности: соревновательность и состязательность, которые по своей направленности и по своему назначению не несут в себе угрозы существованию как индивидов, так и групп людей.
Таким образом, именно труд, его общественный характер способствовали появлению цивилизованных свойств конкуренции, которые обеспечивали развитие полезных, необходимых для наращивания производительности труда качеств человека. Одновременно состязательность как разновидность конкуренции, способствовала развитию различных способностей, которыми различались индивиды. Влияние конкуренции на развитие способностей, на их разнообразие следует отнести к важнейшим и наиболее значимым факторам, обеспечившим наращивание потенциала человеческих ресурсов и в первую очередь за счет включения в труд креативных компонентов.
Однако если в процессе труда, благодаря его общественному характеру, благодаря необходимости осуществлять разделение труда, конкуренция приобретала черты цивилизованности, толерантности, полезности, то в других общественных видах активности, напротив, в ней возрастали изначально, биологически обусловленные свойства. В первую очередь имеется в виду борьба между цивилизациями, странами, идеологиями, религиями и между различными социальными группами.
Прежде всего эта конкуренция осуществляется путем военных конфликтов, различного рода гражданского противостояния, политического и экономического противостояния.
Идеологическое и религиозное противостояние относится к наиболее жестким формам конкуренции, связанным с борьбой за влияние, за лидерство одной идеологии (религии) над другой. Многочисленные религиозные войны или идеологические столкновения, проявляющиеся как наиболее жесткая форма конкуренции, практически за всю историю человечества не привели к какому-либо позитивному результату, хотя бы отделимо сопоставимому по своей полезности с тем, что сделала конкуренция в наращивании производительности человеческого труда. Напротив, религиозная и идеологическая конкуренции приводили к истощению тех сущностных сил человека, которые опираются на его креативность и на отличающие его от состояния животного свойства терпимости и признания значимости, полезности всего того, что относится не к нему как индивиду или его группе, но и всему человечеству. Идеологическая и религиозная конкуренция неизбежно приводил к обострению, к абсолютизации различий, а не сходства между людьми. В этой конкуренции диада «мы и они» (т. е. другие) становилась основной пружиной, служившей механизмом отталкивания и отчуждения людей друг от друга. Неслучайно, один из самых выдающихся социологов XX столетия П. Сорокин (работал в США) противопоставил в идеологическом аспекте конкуренцию конвергенции как механизму, обеспечивающему отбор и слияние наиболее полезных, значимых и перспективных постулатов каждой из функционирующих в прогрессивном направлении.
Весьма противоречивой по своей полезности является политическая и социальная конкуренция. Несомненно, является полезной та форма политической
конкуренции, которая укладывается в понятие состязательность политических сил, политической элиты, политических направлений, определяющих интересы как отдельных социальных групп, так и отдельных личностей, отдельных представителей этих групп. Политическая конкуренция осуществляется посредством политической борьбы между различными общественно-политическими сообществами и отдельными лидерами этих сообществ. Полезность политической конкуренции для общественного блага полностью зависит от того, какое место в обществе занимает группа, представляющая определенную политическую цель, а также от того, насколько нравственны или, напротив, нет те средства политической борьбы, которые используются в конкретном противостоянии. Пожалуй, ни в каком другом виде конкуренции ее нравственная основа, ее нравственные опоры не имеют такого значения, как в конкуренции политической. Здесь нравственность поставленных целей и, особенно, используемых средств в конце концов определяют конечный результат того социального пространства, социального состояния, который достигается в результате конкурентного противостояния в политической борьбе.
При этом следует отметить, что нравственная составляющая конкуренции не только политической, но и других ее разновидностей, становится все более сложной как по своему содержанию, так и по тем направлениям, в которых она находит отражение. Можно сказать, что чем сложнее само общество, чем сложнее его духовая жизнь, его культура и доминирующий образ жизни большей части социальных групп, составляющих общество в целом, тем сложнее разнообразие и чувствительнее действует нравственное начало любой общественной активности, в том числе политической, экономической и административной.
Следует выделить несколько слоев нравственных основ конкуренции. Наиболее «древний» ее слой можно определить как корпоративный. Это своего рода корпоративная нравственность, ориентированная на охрану и закрепление тех нравственных норм, которые позволяют какой-либо группе уцелеть, сохранить свое место в определенных политических социальных и экономических обстоятельствах. Корпоративная нравственность особенно сильно отразилась в конкурентных отношениях, которые были типичными для ремесленных цехов, для цеховой формы ремесленного труда. Здесь для нравственного поведения, ограничивавшего конкуренцию, были выработаны всевозможные правила экономического, организационного поведения, ограничивавшие личную инициативу и, во многом, наращивание производительности труда. Нравственным также считалось соблюдение иерархии в отношениях, основанных на профессионализме и компетенции. Несомненно, корпоративно-охранительная конкуренция занимает определенное место и в современных организационных формах. В частности, как же не покажется странным, это особенно свойственно крупным организационным формам, в которых особенности корпоративно-охранительной конкуренции находят отражение в бюрократизации управления и регламентации организационного поведения.
Второй формой (уровнем) нравственных основ конкуренции является доминирование ценностей и ориентацией определенной социальной группы, которая це-ленаправляется не столько самим трудом или его социальной и технологической целесообразностью, сколько отношением к собственности и связанным с этим фактом образом жизни такой группы. Сюда относятся такое понимание нравственности, как «буржуазия нравственность (мораль)», «пролетарская нравственность» и др.
Нравственные устои такого рода лежат в основе конкурентной борьбы различных социальных слоев и групп за высокий престиж, общественную значимость, превращение ценностей и видов деятельности определенной социальной страны в общую для всех социальных групп или, во всяком случае, в доминирующую среди социальных групп составляющих в совокупности общество страны.
Третий слой нравственных основ конкуренции (политической, социальной, экономической) составляют общечеловеческие ценности, выработанные в процессе исторического опыта общественной жизни людей и ориентированные главным образом на создание в обществе условий, обеспечивающих приемлемый уровень существования, деятельности, активности людей как таковых без их свойств, относящимся к биологических характеристикам или основанным на имущественном неравенстве или отношении к власти, религии и т. п. Общечеловеческие нравственные ценности стоят на защите тех достижений человеческой эволюции, которые ориентированы на реализацию основных, собственно человеческих сущностей, обеспечивающих развитие человека, его способностей независимо от тех случайных по своему происхождению факторов, которые определяются социальным положением или обстоятельством биологического свойства.
На первый взгляд может показаться, что общечеловеческие нравственные ценности могут снизить накал конкурентного противостояния в том обществе, в котором такие ценности одержали верх. Но это только на первый взгляд. На самом деле, такие общечеловеческие ценности как раз ориентированы на то, чтобы исключить из конкурентного противостояния случайные факторы, сделать конкуренцию на основе факторов, составляющих сущностные свойства человека, таких, как интеллект, творчество, воля, природные задатки и т. п. Именно эти характеристики человека в их разви-
том состоянии обеспечивают наращивание в комплексе силы человеческих ресурсов, превращают человека в главную производственную силу общества. Значимость таких основ конкуренции в обществе крайне необходима, так как человек в системе производительных сил единственный обладает уникальным свойством. Его ресурсы, в отличие от ресурсов природного происхождения (независимо от того являются ли они принадлежащими к первой или второй природе), являются способными к наращиванию, к самопроизводству, к саморазвитию, к умножению. Но это все становится возможно, если опирается на общечеловеческие ценности. В настоящее время реальнее всего эти ценности представлены в государствах с социально ориентированной экономикой, поскольку именно современная экономика требует исключения из функционирования в ее механизмах ценностей, основанных или на корпоративной или социально-биологической нравственности. В связи с этим надо полагать, что социально ориентированные общества, государства растрачивают свои ресурсы на различного рода социально неэффективные программы с целью поддержки неадаптированных членов общества, на поддержку малообеспеченных социальных групп и т. п. Это, несомненно, поверхностный, основанный на групповом эгоизме взгляд. На самом деле, теоретический базис социально ориентированных обществ и государств направлен на то, чтобы исключить влияние воли случая в экономическом процессе и добиться включения в конкурентные отношения тех возможностей человека, которые подавляются неблагоприятными социальными обстоятельствами.
Более того, общечеловеческие нравственные ценности не только не снижают накала конкурентной борьбы в обществе, государства, но, напротив, способствует возрастанию напряжения и, можно сказать, своеобразной страсти в конкретном противостоянии. Это объясняется тем, что
включенными в конкуренцию оказываются, несомненно, индивидуальные ресурсы при равной социальной поддержке в их развитии со стороны государства и общественного мнения.
Общечеловеческие нравственные ценности в наибольшей мере отвечают требованиям к конкуренции в современных обществах, имеющих своей политической основой демократические государственные устои. Наиболее трудно осуществлять влияние этих ценностей на области экономической конкуренции, т. е. конкуренции в сфере производства и других сферах современной экономики. Дело в том, что экономика в различных ее направлениях касается практически всех граждан, всех членов общества. В отличие, например, от деятельности религиозной или политической. Экономика предоставляет материальные средства существования и поэтому является средоточием всех социально-экономических отношений. Именно отношения к собственности, к доступу различного рода благам, ресурсам в целом делают экономику ареной наиболее ожесточенной конкурентной борьбы, порою далеко не соответствующей общечеловеческим ценностям.
В экономиках, основанных на примитивно социалистических конструкциях, вообще отвергается значимость конкуренции как двигателя прогресса. Связано это бывает, прежде всего, с примитивным пониманием равенства и, соответственно, доступа к материальным и духовым благам. Такие идеологические системы, требуют абсолютного всеобщего равенства во всем, т. е. совершенно игнорируют оценку значимости индивидуальных вкладов в общественное благополучие. Правда, при этом добавляется тезис о значимости материальных стимулов в повышении производительности труда, но и это допускается только в определенных пределах, не нарушающих генеральную концепцию необходимости всеобщего равенства.
Марксистская идея общественного устройства (во всяком случае, в ее советском варианте) в значительной мере была обречена на неудачу именно вследствие того, что была ориентирована на полное исключение конкуренции из социально-экономических устоев общества и государства. Исключив конкуренцию из экономической действительности, общество и государство совершенно изменили содержание главной, ведущей мотивации экономических и трудовых отношений. Мотивация стала ориентироваться в своем содержании на уравнивание индивидуальных вкладов в экономику, на нивелирование основополагающих качеств труда и трудового поведения, обеспечивающих включение всех ресурсов человека и профессиональных групп в наиболее прогрессивные показатели результатов экономической деятельности человека. В конце концов, такой взгляд на конкуренцию привел страну к экономической и социальной стагнации. Другими словами, стало ясно, что исключение конкуренции из начал экономической деятельности неизбежно приводит к утрате способности общества и его экономики к качественным сдвигам в развитии. При этом следует добавить, что вовсе не достигает цели идея всеобщего равенства людей в таком обществе. Напротив, неравенство возрастает. Однако оно строится уже не на особенностях приложения человеческих сил в области экономики, а на социальных паллиативах, лежащих в основе принятых социальных конструктов общественного устройства. При этом при дефиците всевозможных социальных благ, свойственных изначально плановой экономике, неравенство перемещается исключительно в сферу, которая служила базой для разработки социальных теорий равенства.
Исключение конкуренции вообще из принципов, лежащих в основе развития, прогресса, как социальный эксперимент закончилось полным крахом на практи-
ке для социальных теорий основанных на всеобщем равенстве построения общественных отношений.
Однако многовековый опыт других, более удачливых государств и обществ, свидетельствует о том, что конкуренция подобна по своим возможностям атомной энергетике. Она может быть созидательна, если выработаны механизмы управления ею и, напротив, разрушительна, если ей позволить действовать в обществе стихийно, находясь во власти определенных групп, отвергающих первозначимость нравственных основ общественного устройства. Например, вся история антимонопольного законодательства стран с рыночной экономикой является свидетельством построения эффективных систем управления конкуренцией в области экономической, да и политической, жизни общества.
Можно сказать, что управляемая конкуренция является одним из важнейших достижений построения экономических систем, основанных на первенстве общественного блага. Более того, управляемая конкуренция как раз обеспечивает и экономическое, и политическое равенство участников конкурентных отношений. Можно сказать, что они уподобляются своеобразной спортивной борьбе, при которой побеждает сильнейший, опирающийся на свои личные ресурсы, которые он сформировал и развил благодаря тем способностям, которые были в центре его внимания, и тем обстоятельствам, которые обеспечили эффект его спортивного выступления. Таким образом, управляемая конкуренция - это конкуренция по устанавливаемым правилам, с одной стороны, ориентированным на развитие и включение в конкурентную борьбу, принадлежащих исключительно субъекту этой борьбы, ресурсов, а с другой стороны, исключающих воздействие на конкурентную борьбу всевозможных сил, делающих эту борьбу нечистой, создающих внешние воздей-
ствия, обеспечивающих преимущество одному из субъектов конкурентных отношений.
Добиться такой управляемости конкуренцией можно только при наличии нескольких обязательных условий, утвердившихся в общественно-экономической деятельности страны или какой-либо отдельной отрасли экономики. Каковы же эти условия?
1. Наличие эффективного антимонопольного законодательства. Нередко считается, что таковое уже имеется в России. С этим можно согласиться только в том случае, если отнести имеющееся антимонопольное законодательство к таким произведениям политического и экономического законодательства, как декларация. Действительно, в антимонопольном законодательстве учтен мировой позитивный опыт обеспечения «чистой» конкурентной среды, но этот опыт есть ни что иное по отношению к реальности, как абстракция. Дело в том, что современное антимонопольное законодательство рассчитано на страны с развитой рыночной экономикой, на страны с глубокой демократической традицией, на страны, где наличествует современный профессиональный (квалифицированный и компетентный) уровень предпринимательства как социально и экономически необходимой активности. Практически ничего из названного здесь нет в современной России. Вследствие этого существует своего рода диссонанс между социально-экономической реальностью и существующим антимонопольным законодательством. Оно действительно неплохое, но адресовано скорее Германии или Франции, чем современной России.
2. Практически не действуют механизмы применения антимонопольного законодательства в отношении нарушителей чистоты конкурентных отношений. Для российского законодательства является традицией различного рода исключе-
ния. Нельзя в данном случае пенять только на советский период. Этот недостаток связан с огромным количеством привилегий, которым отличается кастовое общество, к которому с известной натяжной можно отнести как царскую Россию, так и Советский Союз. Достаточно сослаться на избирательные системы или системы судопроизводства, административной ответственности и т. п. Вслед за привилегиями появляются многочисленные подзаконные акты и российские законы нередко сразу ориентированны на практическое их использование посредством подзаконных актов. Отсюда нередко ссылки на то, что закон не обеспечен подзаконными актами, собственно составляющими по своей сути механизмами использования закона.
3. Для нерыночной экономики или экономики развивающегося рынка конкурентное законодательство должно быть предельно простым и совершенно прямо направлено на поддержание «чистоты» экономической и социальной среды конкуренции. Для этого необходимо руководствоваться некоторыми исходными социально-экономическими принципами, среди которых наиболее значимым является средний показатель нормы изъятия прибыли. В данном случае имеется в виду не столько необходимость прибыли посредством налогов, сколько взимания антимонопольных штрафных санкций. И здесь следует сказать, что величина этих штрафных антимонопольных санкций должна быть значительно выше, чем получаемая выгода. В антимонопольном законодательстве вообще отрицательные стимулы (наказание) должны превалировать над теми выгодами, которые получаются в результате нечистой конкурентной борьбы. Причем выше во много раз. Если этого не будет, то у предпринимателей постоянно будет иметь место психологическая готовность к нарушению закона, поскольку всегда есть надежда, что ему повезет, что он сумеет договориться и т. д. Чрезвычайно важно автоматическое наступление ответственности
за нарушение антимонопольного законодательства. Опять же, для развитой рыночной экономики с развитой судебной системой возможны и другие механизмы наступления ответственности. Но в условиях России такие отсроченные механизмы создают своего рода временной лаг, который позволяет осуществлять предпринимателю противозаконные действия, связанные с подкупом должностных лиц, обеспечивающих исполнение антимонопольного законодательства.
4. Россия как управлялась раньше, так и управляется посредством чиновников и в основном административными методами. Вероятно, в ближайшие пятьдесят лет не произойдет никаких изменений в этом управлении. Поскольку исторический опыт показывает, что Россия неоднократно пыталась изменить эту реальность, но всякий раз эти реформы заканчивались неудачно или прерывались вследствие каких-то неординарных обстоятельств (например, реформы, начатые Александром II и его последователями, обернулись, прервались Октябрьским переворотом, вследствие которого управление посредством чиновников укрепилось во много раз). Сама по себе чиновная среда построена не на основе конкуренции. Чиновная среда основана на иерархии и доминировании верхних уровней управления над нижними. Другими словами, внутренние факторы организации чиновной среды прямо вступают в противоречие с теми, на которых основывается конкуренция. Отсюда генетически чиновники не ориентированны на развитие конкуренции. И не только потому, что могут быть коррумпированными (это полбеды), но самое главное потому, что развитая, всепроникающая конкуренция, с одной стороны, делает управление более сложным, а саму среду менее предсказуемой и более рискованной, что само по себе приведет к снижению эффективности использования административных методов управления, т. е. управления посредством чиновников. Например, чиновник не может эффективно
пользоваться методом контроля. Ему более доступны, алгоритмизированные методы учета, которыми и подменяется контроль, основанный на предвидении и прогнозировании событий. Второе, утверждение в обществе, государстве чистой и широко представленной конкурентной среды неизбежно приводит к ослаблению влияния чиновника как социальной группы, к его выдавливанию из экономики и следовательно вытеснения из многих областей жизни общества. Но ранее уже отмечалось, что Россия управляется чиновником. В связи с этим необходимо в большей степени использовать заявительные принципы развития бизнеса. Но не это главное. Главное состоит в том, чтобы чиновник из инспектора и ревизора превратился в лицо, структуру, оказывающую услугу. Это главное направление изменения и социального положения чиновника, и изменения содержания его функций. Как держатель, исполнитель и производитель услуги, чиновник оказывается органически включенным в бизнес со всей полнотой ответственности за законность получаемой бизнесом выгоды. Все это потребует совершенно нового типа чиновника: чиновника профессионала, специалиста высочайшей квалификации, которая уже сама по себе будет служить известной гарантией обеспечения всех полезных свойств конкуренции.
5. Россия в настоящее время является страной с превалирующей сырьевой экономикой: собственно, такая экономика является типичной для России вообще на протяжении всего ее исторического существования. Сырьевая экономика всегда основана на исключительном использовании природных ресурсов. Из этого вытекает несколько следствий, прямо или косвенно имеющих отношение к состоянию конкуренции в экономике и в целом в общественной активности.
Первое следствие связано с оценкой значимости труда как основного источника благ необходимых для жизни. Экономика,
основанная на преимущественном использовании природных ресурсов, низко ставит и, соответственно, низко оплачивает труд и особенно высококвалифицированный труд в сфере производства. Отсюда огромный разрыв в доходах между различными социальными группами, включенными в общественное производство посредством определенной профессиональной деятельности. Отсюда же и чрезвычайно низкая конкуренция, основанная на квалификации, компетентности, вообще на основе знаний и умений. Отсутствие конкуренции в этой среде неизбежно способствует порождению креативного застоя и вместе с ним - порождению технико-технологической стагнации. Еще А. П. Чехов писал, что в России редко ратуют за повышение оплаты труда, но все дружно выступают за понижение оплаты, особенно квалифицированных видов труда. Для обеспечения чистоты конкуренции необходимо преодолеть этот российской недуг, которой опирается на неуважение и недооценку значимости человека.
Второе, в сырьевой экономике очень своеобразно обеспечивается отношение к налогам и налогообеспечению. По существу, можно сказать, что в сырьевой экономике отсутствует современная концепция (и экономическая, и социальная) налогообложения. Здесь преобладает концепция не налогов, а дани, т. е. взимание части продукта или денежных средств государством в лице его налоговых органов в свою пользу. В принципе дани, в отличие от налога, не представлена конечная цель тех средств, которые взимаются с производителя. Или представлена в самом общем виде, по которому рядовому налогоплательщику трудно определить, как эти средства расходуются на нужды налогоплательщика. Поэтому и дань вместо начала: я вам отдал и могу спать спокойно (оговорка прямо по Фрейду. Действительно могу спать спокойно, поскольку все дальнейшее, что случиться с моими средствами, мне недо-
ступно и неизвестно, т. е. беспокойства не доставит). Отсутствует понимание взаимосвязи между налогом и личным благополучием или даже общественным благом.
Как это влияет на состояние конкуренции? Самым непосредственным образом. Завуалированный социальный смысл налогов и налоговой системы неизбежно приводит к снижению нравственных начал бизнеса и гражданского контроля дани. Можно с уверенностью утверждать, что различного рода уходы от налогов связаны в том числе и с этими особенностями налоговой системы России. При такой налоговой системе производитель, предприниматель не ориентирован на включение в конкуренцию гражданских начал бизнеса, которые как раз и ориентированны на увеличение его вкладов (и, следовательно, на особые заслуги) в общественное благо. Конкуренция в этом случае не обогащается гражданской инициативой, перестает быть общественно ориентированной, а следовательно, переориентируется исключительно на личное и корпоративное благополучие.
6. Это особенно значило в связи с преобладанием в современной российской экономике предпринимателей авантюрного склада (типа) по терминологии М. Вебера. В сырьевой экономики этот тип наиболее распространен. Авантюрный предприниматель ориентирован на случай, на удачу; на обстоятельства, малозначимые для общественного блага. Он сверхэгоист и, как правило, пренебрежительно относится к закону, традициям и условиям обществен-
ного и государственного устройства. У него отсутствуют гражданские достоинства, и он весьма примитивно смотрит на взаимосвязь между нравственностью и бизнесом. И вопросы, связанные с конкуренцией как социально-экономическим явлениям он решает крайне просто: насилием, шантажом, коррупцией и т. п. Он крайне не заинтересован в конкурентных отношениях и устраняет их самым жестоким способом, чаще всего физическим устранением конкурентов. Другими словами, авантюрный тип предпринимателя - это тип, находящийся не в ладу с уголовным законодательством.
В преодолении этого типа предпринимательства особенно важна роль государства, которое должно быть прямо ориентировано на его вытеснение или его цивилизационную трансформацию. Опять же достигнуть этой цели возможно только посредством совершенствования стимулов в системе наказания - поощрение, а также посредством усиления роли институтов гражданского общества, усиления их влияния на бизнес и особенно его конкурентных представителей.
Конечно, в настоящее время конкурентная среда России скорее характеризуется отрицательными или, по меньшей мере, проблемными условиями и особенностями, но очевидно, что без позитивного продвижения в организации цивилизованной, управляемой конкурентной среды невозможно сделать Россию действительно страной с развитой рыночной экономикой.
Статья поступила в редакцию 10.04.2007
Professor M. Razou, Doctor of Sciences (Economics)
Professor A. Filippov, Doctor of Sciences (Psychology)
COMPETITION AS A PREREQUISITE FOR PROGRESS
Many generations" experience shows that the competition is almost as powerful as the atomic energy. It could be used for the good cause if there are some management mechanisms in place, and for the bad cause, if we allow it to develop chaotically and be used as a tool by the social groups which totally lack the social ethics awareness.
Одна из основных характеристик современного рынка - наличие конкуренции. Одни источники называют конкуренцию борьбой. Это борьба за покупателя, за первенство на рынке, борьба между товаропроизводителями. Выявление конкурентов, конкурентная разведка, выяснение целей конкурентов, анализ их стратегии - все это очень напоминает боевые действия. Более мягко конкуренцию именуют соревнованием. Что же есть настоящая здоровая рыночная конкуренция? Поле боя с потерями? Или же конкуренция ведет к прогрессу? Нужны ли вообще конкуренты?
С одной стороны, рыночная конкуренция - наивысшее благо для рынка, поскольку является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы снижают цены. Если же на рынок доставлено меньше товаров, то покупатели соревнуются за продавца, способствуя росту цен. Конкуренция даже между двумя предприятиями дает эффективный для общества результат - наиболее низкую из возможных цен и наибольший из возможных объем продаж. Она стимулирует повышение качества товара, заставляет снижать затраты, дает стимул к самосовершенствованию персонала. То есть рыночная конкуренция способствует повышению эффективности целой экономической системы.
С другой стороны, не стоит забывать и о негативных последствиях. Конкуренция требует затрат энергии, времени, расхода ресурсов. Неспособность использовать более экономичную технологию производства означает устранение фирм конкурентами. Растущая возможность выбора среди товаров и фирм оборачивается ростом проблем сбыта. Рыночная конкуренция может приводить к диспропорциям между спросом и предложением, к замедлению технического прогресса, к жестокости по отношению к соперникам, влечет за собой банкротство, безработицу, появление подделок, уменьшение рыночных долей существующих конкурентов при появлении на рынке новых компаний, принижение возможностей конкурента, качества его продукции.
Выходит, что конкуренцию следует подавить, так как она наносит ущерб. Но конкуренция неизбежна. Если не будет конкуренции, то мы окажемся при ситуации монополизма на рынке. Нам известны примеры, когда рынок не знал понятия «конкуренция», зато слово «дефицит» было определяющим. При этом понятие качества товара не имело значения, потому что потребитель, не имея выбора, все равно был вынужден его приобрести. Только при появлении конкуренции на рынке производители стали стремиться к получению преимущественных качеств товара по отношению к конкурентам.
Что же делать в условиях современного рынка? Пытаться уничтожить конкурентов или стимулировать их наличие? Разумнее будет придерживаться золотой середины, так как покупателю рыночная конкуренция дает возможность осуществлять выбор, продавцу - развивать формы торговли, изготовителю - совершенствовать технику и технологии. С точки зрения покупателя совершенная конкуренция должна ограничивать цены, избегать рыночной власти и дискриминации, предоставлять возможность выбора продукта и продавца. То есть конкуренция должна быть цивилизованной формой борьбы за выживание, движущей (а не разрушающей) силой экономического развития.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований.
Конкуренция как двигатель рыночной экономики
Конкуренция - это независимые действия участников рынка, направленные на формирование более привлекательного для потребителя предложения.
Конкурентная среда - такое состояние экономической среды бизнеса, при котором:
· все желающие могут предложить более привлекательный вариант товара или услуги;
· потребители имеют возможность выбора товара или услуги среди неодинаковых предложений.
Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.
Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль.
В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.
Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.
Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции» (№135-ФЗ)
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Не любая конкуренция допустима в национальной экономике.
Тот же федеральный закон определяет:
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Такие действия фирм, как: необоснованное восхваление собственного товара и принижение товара конкурирующей фирмы; ограничение объема продаж на рынке с целью увеличение рыночной цены; назначение монопольно высоких цен на готовую продукцию или монопольно низких цен на ресурсы; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; создание препятствий доступу на товарный рынок другим компаниям; распространение ложных сведений о конкуренте; и аналогичные им, являются примерами недобросовестной конкуренции и подпадают под запрет со стороны государства.
Обычно считается, что чем больше конкуренции на рынке, тем лучше для общественного благосостояния. Однако многие исследования последних лет свидетельствуют о том, что на самом деле общественное благосостояние, эффективность, интенсивность инноваций и прочие положительные моменты экономики связаны с силой, жесткостью и интенсивностью инноваций нелинейным образом, в частности, имеют перевернутую U-образную форму (перевернутая парабола с точкой максимума).
Другими словами, конкуренция имеет оптимум: бесконечное развитие конкуренции, так же как и небольшая конкуренция, вредны для экономики.
Антимонопольная политика в России
Решающая роль в достижении устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике.
Для предотвращения или, по крайней мере, смягчения антиконкурентных последствий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках.
Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Кроме того, ключевое значение в проведение антимонопольной политики и ее эффективности занимает положение о политической независимости антимонопольных органов.
Политическая зависимость антимонопольного органа может снижать действенность принимаемых решений в угоду политическим целям, хотя может сопровождаться и более гибким подходом к другим видам экономической политики, проводимых в рамках одного и того же основного политического курса.
Антимонопольная политика России прошла долгий путь в своем развитии, от политики прямых запретов на деятельность отдельных компаний, попавших в реестр фирм-монополистов, через установление предельных цен на продукцию монопольных поставщиков до активного вмешательства в организацию рынков в виде политики поддержки конкуренции.
И хотя не всегда мероприятия, предпринимаемые антимонопольными органами России, оказывали положительное воздействие на формирование конкурентной среды в стране, общая оценка деятельности государства в этой области является заслуженно высокой.
Благодаря своевременному принятию законов, регулирующих конкурентные взаимодействия между фирмами на различных рынках, и их эффективному применению на практике, уровень монополизма и степень отраслевой концентрации в России существенно снизились.
Эффективность политики поддержки конкуренции
Российские антимонопольные органы проводят активную политику в поддержку и для развития конкурентного механизма в российской экономике. И эта политика, как показывает практика, становится с каждым годом все более и более успешной. Представители ФАС учатся отстаивать государственные интересы на всех уровнях, находя оптимальный баланс между стихийным и организованным началом для отраслей и рынков.
Эффективность и активность работы антимонопольных органов России показывает рисунок 1.
Рисунок 1
Если в начале и середине 1990-х гг. лишь небольшое число фактов антиконкурентного поведения рассматривалось в антимонопольных органах, то с конца 1990-х гг. эта деятельность резко активизируется, достигая пика в 2000-2001 гг.
Современное состояние дел в данной области определяется несколькими концептуальными моментами.
Конкурентная среда сегодня определяется тремя факторами: структурными, функциональными и поведенческими. Структурные признаки конкуренции включают в себя наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей на рынке и отсутствие барьеров входа.
Поведенческие признаки означают независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации кого-либо из участников рыночного процесса.
Функциональные признаки - это отсутствие сверхприбыли (монопольной прибыли и монопольной ренты), соответствие товара требованиям потребителей, инновационное поведение экономических агентов. рыночный себестоимость конкурентноспособность
Политика поддержки конкуренции сегодня нацелена на оптимизацию работы антимонопольных органов: сокращение мелких расследований и дел; предупреждение концентрации, а не борьба с ее последствиями; развитие малого и среднего бизнеса; таргетированная поддержка предприятий социально значимых отраслей экономики; распространение мониторинга на новые отрасли, которые ранее не попадали в сферу активного регуляторного внимания.
Акцент делается на информационно-консультационной поддержке предпринимателей, формирование прозрачности ценообразования, поощрения производства с низкими издержками, более детальный поиск и мониторинг антиконкурентных и антипотребительских ситуаций внутри отраслей (например, борьба с мобильным «рабством» сотовых операторов; требование технологической нейтральности в отрасли связи), а также стимулирование производителей к разработке и принятию кодексов добросовестного поведения.
Отдельным направлением современной конкурентной политики ФАС является разработка и внедрение стандарта развития конкуренции во всех регионах России с целью «обеспечения реализации системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории РФ с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков» (Доклад ФАС, 2014. С. 18). В 2012 г. была принята «Дорожная карта» - система мероприятий по реализации конкурентных мер в регионах.
В 2013-14 гг. стандарты развития конкуренции были опробованы в пилотных проектах на территории Ульяновской, Нижегородской, Тюменской, Владимирской и некоторых других областей.
Это способствовало улучшению предпринимательского климата в регионах и поддержке ключевых отраслей, связанных с созданием благоприятных условий для эффективной конкуренции.
Субъект Российской Федерации |
||
Краснодарский край |
||
Белгородская область |
||
Республика Татарстан |
||
Калужская область |
||
Новосибирская область |
||
Тюменская область |
||
Воронежская область |
||
г. Москва |
||
Рязанская область |
||
Курская область |
||
Смоленская область |
||
Республика Саха (Якутия) |
||
г. Санкт-Петербург |
||
Московская область |
||
Курганская область |
||
Ивановская область |
||
Амурская область |
Источник: Доклад ФАС, 2014. С. 30-31 .
Результатом активной деятельности ФАС в контакте с другими министерствами и ведомствами, а также с региональными властями в области развития конкуренции стала высокая оценка состояния конкуренции и конкурентной среды со стороны самого предпринимательского сообщества.
Как показывают данные опросов, более 70% респондентов отмечают высокую и очень высокую конкуренцию в отрасли, а доля тех, кто вообще не испытывает конкуренцию, предельная мала - 1% (см. рисунок 2).
Наибольшую конкуренцию испытывают компании, действующие в пищевой промышленности, в торговле, сфере услуг, в том числе финансовых, и текстильном производстве.
Новый этап экономического развития России связан с задачей перехода к инновационному варианту экономического роста. Именно в данном направлении конкуренция и конкурентная политика могут сыграть ключевую роль, в частности, в стимулировании инновационной активности российских предприятий.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики довольно высока и имеет тенденцию к увеличению (см. табл. 2).
Рисунок 2 Оценка уровня конкуренции, доля ответивших в процентах к общему числу респондентов
Таблица 2
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, (в % к итогу)
Источник: Данные Росстата.
В настоящее время эта доля превышает 20% ВВП в целом по России, что является хорошим результатом.
Этот высокий удельный вес объясняется активизацией инновационной деятельности российских предприятий.
Если в 2005 г. доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляла 9,7%, то к 2013 г. эта доля увеличилась до 10,1%.
Однако слабость механизмов рыночной селекций, недостаточность конкурентного давления, административная поддержка неблагополучных компаний позволяют сохранять в российской экономике довольно большой живучий слой в целом нежизнеспособных предприятий, убыточных и неинновацоинных, функционирующих на грани выживания.
Разрыв между лучшими и худшими отраслевыми игроками особенно сильно ощущается на региональном уровне.
Как показывают данные табл. 3, инновационная деятельность распределена неравномерно по различным регионам России, и хотя в масштабе страны удельный вес инновационных предприятий растет, по отдельным федеральным округам эта ситуация оказывается не столько благоприятной.
Таблица 3
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по субъектам Российской Федерации (процентов)
Российская Федерация |
||||||
Центральный федеральный округ |
||||||
г. Москва |
||||||
Северо-Западный федеральный округ |
||||||
г. Санкт-Петербург |
||||||
Южный федеральный округ |
||||||
Северо-Кавказский федеральный округ |
||||||
Приволжский федеральный округ |
||||||
Уральский федеральный округ |
||||||
Сибирский федеральный округ |
||||||
Дальневосточный федеральный округ |