Банковская система подразумевает под собой функционирование банков и кредитных учреждений как единого денежно кредитного механизма. На ее развитие влияет законодательство, политика государства и межбанковская конкуренция. Сдерживающие факторы - значительный налоговый пресс на прибыль банков, нехватка ресурсов для успешного обслуживания операций, недостатков квалифицированных кадров.
Большинство стран придерживаются двухуровневой банковской системы. Ее простой аналог функционировал в Великобритании во второй половине 17 века. Суть в том, что один банк контролирует все иные банки (второго уровня), работающие в государстве. Центральный банк может быть государственным (таковы Банк Англии, Немецкий федеральный банк), акционерным (Федеральная резервная система США), смешанной формы собственности (Банк Японии - государству принадлежит 55%).
Банковская система Беларуси была заложена 8 января 1870 года: в этот день в Гомеле учредили общественный банк. После революции 1917 года начался переход к новой денежной системе. 1 апреля 1991 года Национальный банк Беларуси был окончательно сформирован.
Банковская система является частью финансовой системы государства и регулируется его законодательством. В Республике Беларусь - это прямо указано в Конституции, а именно - в статье 132, раздела VII, который посвящен именно финансово-кредитной системе Республики.
Двухуровневая банковская система Беларуси:
- Центральный банк (Национальный банк Республики Беларусь);
- Коммерческие банки второго уровня.
Вне этой структуры инвестиционные, страховые, трастовые, пенсионные фонды и компании, а также ломбарды.
Национальный банк Беларуси
Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) находится в собственности государства и действует в его интересах, поддерживая официальную экономическую политику Правительства. Каждые 3 месяца отчитывается перед государством.
Только НБ РБ вправе эмитировать денежные знаки и ценные бумаги. Именно эта функция стала отправной точкой для выстраивания двухуровневой системы. Требовалось выбрать субъект, который выпускал бы денежные знаки, законные на всей территории страны. Им стал центральный банк (в каждой стране свой). Он мог образоваться путем слияния крупных коммерческих банков (эволюционный путь) либо по указанию властей (революционный путь).
НБ РБ лицензирует банковскую деятельность, определяет требования к (например, минимальный размер уставного фонда и капитала), ведет надзор за их деятельностью. Также обеспечивает нормальное проведение межбанковских расчетов, выполняет , доставляет в банки наличные денежные средства.
Еще одна функция - создание и выпуск памятных монет.
Круг обязанностей НБ РБ составляют:
- регулирование отношений в области кредитования;
- порядок денежных расчетов;
- эмиссия (выпуск) денег, их передача банкам и другим организациям;
- формирование и контроль золотовалютных резервов;
- выдача банковским и небанковским организациям разрешений на занятие финансовой деятельностью;
- выдача кредитов иным банкам;
- решение проблем банковской системы РБ;
- другие вопросы функционирования, контроля и перспективного развития финансовой сферы.
- это «подушка безопасности» на случай финансового кризиса общегосударственного масштаба.
- это своего рода «точка отсчета» для оценки многих экономических показателей.
- это показатель финансовой мощи государства.
Финансовые резервы Республики Беларусь на 1 октября 2018 года составили 6926,4 млн. долл. США. Это ниже чем было 1 января 2018 года (7315,3 млн. долл.), но выше чем 1 января 2017 года (4927,2 млн. долл.).
Золотовалютные запасы Беларуси колеблются в связи с макроэкономическими факторами - графиком выплат по внешним кредитам и др., но в последние годы имеют общую тенденцию к росту. Согласно планам Правительства и Нацбанка РБ, величина золотовалютных резервов Беларуси к 2020 году должна вырасти до 8 - 8,5 млрд. долл. США.
По состоянию на 1 марта 2019 года действовало 27 банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Некоторые из них предлагают юридическим и физическим лицам полный спектр банковских операций, некоторые имеют конкретную специализацию, (пример - «Белинкасгрупп», предприятие, предлагающее кассово-инкассаторские услуги).
Общую тенденцию изменений в банковской сфере Республики Беларусь за 2017-18 годы можно охарактеризовать как сдержанное развитие.
Растет практически всех банковских организаций в абсолютных, т.е. денежных, величинах. Относительные, процентные показатели работы большинства банков также улучшаются в сравнении с прошлыми годами и десятилетиями. Ясным подтверждением этому будет устойчивый курс рубля РБ по отношению к иностранным валютам. Большую часть современной истории Беларуси была гораздо выше, а это явный признак плохого состояния всех уровней банковской системы.
В течение 2017-18 годов Национальный банк Беларуси вел довольно жесткую эмиссионную политику, не допускал появления в экономике лишних денег, четко контролировал деятельность государственных и частных банков. Это позволило:
- удержать на приемлемом уровне объем денежной массы и, соответственно, инфляцию;
- уменьшить суммарную величину «плохих» (невыгодных, рискованных) кредитов;
- уменьшить зависимость экономики от доллара и др. валют (такая зависимость обычно соответствует инфляционным ожиданиям);
- поддержать «здоровую» деловую активность, когда кредитные ресурсы идут в экономически обоснованные проекты.
Также продемонстрировали положительную динамику. Большая часть из них увеличила абсолютную и относительную прибыль в сравнении с прошлыми периодами.
С уверенностью прогнозировать дальнейшее развитие банковской системы Беларуси сложно. Сама по себе эта сфера демонстрирует рост эффективности, однако отечественные банки не «создают» деньги, как это происходит на мировых фондовых биржах, но обслуживают реальный сектор экономики, где существует немалое количество проблем.
Взгляд государства на стратегию развития банковской системы до 2020 года отражен в Постановлении Совета Министров и Национального банка № 229/6 от 29 марта 2017 года. Результатом запланированного развития должно стать:
- формирование банковской системы удовлетворяющей запросы клиентов без господдержки, на основе рыночного подхода;
- построение сбалансированного финансового рынка, снижение рисков для всех его участников;
- создание условия для выгодного сбережения средств преимущественно в национальной валюте.
Все это должно стимулировать развитие национальной экономики и рост благосостояния.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
6.1. Руководство ЦБУ состоит из:
директора ЦБУ;
заместителей директора ЦБУ.
6.2. Заместители директора ЦБУ назначаются приказом начальника филиала-областного (Минского) управления.
Заместители директора ЦБУ, ***слово исключено*** подчиненногоцентральному аппарату Банка, назначаются приказом Председателя Правления Банка.
*Оценка соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации кандидата на должность заместителя директора ЦБУ осуществляется специальной квалификационной комиссией Банка, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с приказом Председателя Правления Банка.
Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должности заместителей директоров ЦБУ, устанавливаются отдельным локальным нормативным правовым актом Банка *.
6.3. Должностные обязанности заместителей директора определяются приказом директора ЦБУ.
6.4. Структура ЦБУ предусматривает наличие отделов и структурных подразделений:
отдел розничного бизнеса;
отдел корпоративного бизнеса;
отдел кассовой работы и инкассации;
*отдел расчетов *;
операционный отдел;
юридический отдел;
отдел по работе с персоналом;
отдел автоматизации;
отдел безопасности;
административно-хозяйственный отдел;
отделение;
обменный пункт;
операционная передвижная касса.
6.5. ***Отдел создается при численности работников в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя, сектор – при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя, служба – вне зависимости от численности работников***.
6.6. **Пункт исключен**
6.7. В составе отдела корпоративного бизнеса могут быть созданы секторы:
**активных операций**;
*абзац исключен *
валютных операций.
6.8. В ЦБУ, относящихся к 1 и 2 группам по оплате труда руководителей, ***могут создаваться*** центры корпоративного бизнеса, в составе которых могут быть созданы отделы **активных операций**, **корпоративного бизнеса**, валютных операций.
6.9. ***Для комплексного и качественного обслуживания корпоративных клиентов Iкласса в ЦБУ может вводиться должность освобожденного персонального менеджера, непосредственно подчиненного директору ЦБУ (его заместителю), курирующему отдел (центр) корпоративного бизнеса ***.
6.10. В составе отдела розничного бизнеса могут быть созданы секторы:
кредитования населения;
банковских пластиковых карточек;
валютно-обменных и неторговых операций;
по работе с физическими лицами.
6.11. В ЦБУ, относящихся к 1 и 2 группам по оплате труда руководителей, ***могут создаваться*** центры розничного бизнеса, в составе которых могут быть созданы отделы кредитования населения, банковских пластиковых карточек, валютно-обменных и неторговых операций, по работе с физическими лицами.
***6.11-1. С учетом специфики, объема работы по решению филиала-областного (Минского) управления допускается объединение служб розничного и корпоративного бизнеса @ и создание объединенной службы розничного и корпоративного бизнеса @ .***
@ 6.11-2. Филиалам-областным (Минскому) управлениям предоставляется право принимать решения о передаче функций по организации бизнес-процессов проведения валютно-обменных операций с участием физических лиц, операций с мерными слитками драгоценных металлов и драгоценными камнями с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц из ЦБУ в филиалы, филиалы-областные (Минское) управления, которым подчинены данные ЦБУ, с учетом технических возможностей и территориального расположения. @
6.12. При наличии в ЦБУ централизованной инкассации отдел кассовой работы и инкассации может быть разделен на два самостоятельных отдела – отдел кассовой работы и отдел инкассации.
***6.12-1. При штате работников, необходимом для выполнения функций службы расчетов, менее трех штатных единиц, служба расчетов не создается, а исполнение указанных функций возлагается на операционный отдел.
@ При штате работников, необходимом для выполнения функций службы кассовой работы и инкассации, менее трех штатных единиц служба кассовой работы и инкассации не создается, а исполнение указанных функций возлагается на операционный отдел. @
6.12-2. @ Для обеспечения бесперебойной работы операционного отдела, отделений, операционных передвижных касс и обменных пунктов ЦБУ в службе кассовой работы может создаваться группа подмены @ .***
@@ 6.12-3. В целях совершенствования системы охраны объектов Банка в составе отдела безопасности может создаваться служба по техническому обслуживанию средств и системы охраны. @@
6.13. Основные функции отделов ЦБУ и подчиненных ему структурных подразделений приведены в приложении 3.
6.14. Отклонение от типовой структуры ЦБУ допускается на основании соответствующего решения Правления Банка.
«БПС-Банк» является старейшим белорусским банком - в 2010 г. ему исполнилось 87 лет. Контрольный пакет его акций в 2009 г. выкуплен российским ОАО «Сбербанк». Банк расположен по адресу: 220005 г. Минск, бульвар имени Малявина, 6, тел. (8-017) 2894606.
Образованный в 1923 г. как торгово-промышленный банк, он в 1928 г. банк реорганизован в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства, в 1932 г. - в Банк финансирования капитального строительства промышленности, транспорта и связи СССР. Белолорусская контора банка в 1930-х годах расширяла масштабы деятельности, открыла Гомельское и Могилевское отделения и осуществляла финансирование более 700 строек в 73 районах республики. В 1959г. образуется всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. В Белорусской конторе Стройбанка было сосредоточено финансирование строительства и реконструкции промышленных предприятий, объектов стройиндустрии, транспорта, связи, жилищного и социально-культурного назначения (90 % капитальных вложений, осуществляемых в республике) и краткосрочное кредитование подрядных строительных организаций.
В процессе реформы банковской системы, проведенной в 1987 году, был образован Промышленно-строительный банк СССР. Структурное подразделение Промстройбанка в Белоруссии начало осуществлять полный комплекс банковских операций и услуг, связанных не только с инвестиционной, но и производственной и снабженческо-сбытовой деятельностью предприятий и организаций.
В сентябре 1991 г. был учрежден акционерный коммерческий банк «Белпромстройбанк», зарегистрированный в Национальном банке 28.12.1991 г. и перерегистрирован 2.06.1997 г. (регистрационный номер 25). Следуя Уставу и утвержденной акционерами стратегии, в 1990-х годах АКБ «Белпромстройбанк» внес весомый вклад в решение задач реформирования национальной экономики и финансовой стабилизации предприятий. Проверяя ребрендинг, в настоящее время ОАО «БПС-Банк» - это универсальный банк, как по спектру предоставляемых услуг, так и по отраслевой принадлежности клиентов. Клиентами банка являются более 21 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его вкладчиками являются более 913 тысяч физических лиц. В числе клиентов банка крупные предприятия машиностроения и металлообработки, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, транспорта, торговли, малые и средние предприятия, осуществляющие как производственную, так и посредническую деятельность. Многообразие клиентской базы банка предопределяет направленность его деятельности на предоставление широкого комплекса современных банковских услуг с учетом индивидуальных потребностей клиентов с использованием прогрессивных банковских технологий. В соответствии с лицензиями банк осуществляет полный спектр банковских операций и является одним из двух банков Беларуси - участников торгов на российской валютной бирже.
По итогам 2012 г. ОАО «БПС-Сбербанк» по размеру активов, собственному капиталу, кредитным вложениям и депозитам является 3-м банком в Беларуси, а по размеру полученной прибыли - четвертым .
В последние три года в «БПС-Сбербанке» осуществлена плановая организационная филиальная реформа, направленная на повышение эффективности деятельности за счет снижения организационных издержек. В результате реформы большая часть из 42-х отделений лишенцы статуса филиала (не составляют самостоятельный баланс, нет персонального Банковского информационного кода). Филиальная сеть ОАО «БПС-Сбербанк» на 1.01.2011 г. включает в себя 2 представительства, 5 филиалов в областных центрах, 12 отделений, 100 расчетных кассовых центров, 42 бюро банковских услуг, 6 центров банковских услуг. В Гомельской области территориальная структура представлена филиалом на правах областного управления, 3-мя ЦБУ (отделениями) (Железнодорожное отделение - ЦБУ № 310 одно из них), имеющими в своем составе 28 РКЦ и 19 пунктов обмена валют, обслуживающим на 1.01.2011 г. 2395 юридических и 196026 физических лиц. Железнодорожное отделение в Гомеле в 2011 г. преобразовано в ЦБУ головного банка.
ЦБУ № 310 ОАО «БПС-Сбербанк» расположено по адресу: ул. Я. Коласа, д. 6а. Его основным предназначением является обслуживание клиентов Сельмашевского микрорайона Гомеля.
Из положения об структурном подразделении ОАО «БПС-Сбербанк» можно выделить, что целью его создания является территориальное расширение сферы деятельности банка и получение прибыли. Имущество ЦБУ формируется путем передачи ему головным банком части имущества. Деятельность по формированию и размещению собственных и привлеченных средств осуществляется в соответствии с кредитной, кредитной и учетной политикой банка. В обязанности вменено поддержание ликвидной структуры активов и пассивов. Свою деятельность ЦБУ осуществляет за счет собственных и привлеченных средств, при этом обязано обеспечить своевременность и полноту исполнения обязательств путем регулирования структуры активов и пассивов.
Можно отметить классическое построение организационной структуры. Управляющий имеет двух заместителей. Первый заместитель курирует блок непосредственно банковских операций - кредиты, валютные операции, работу с физическими лицами и денежное обращение. Главный бухгалтер курирует три отдела, занимающихся учетом всех операций.
Учет и документооборот в ЦБУ, представление им отчетности организуется в соответствии с законодательством и локальными нормативными актами банка. ЦБУ составляет ежедневный баланс и передает его в центральный аппарат банка для включения в ежедневный баланс в целом. Финансовый (операционный) год отделения начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
ЦБУ не уплачивает самостоятельно налоги, не начисляет зарплату сотрудникам и не ведет учет основных средств и нематериальных активов. Однако некоторые из этих функций могут быть поручены ЦБУ в целях оптимизации расходов на управление. Кроме этого, ЦБУ могут самостоятельно составлять баланс, что упрощается в связи с наличием операционного дня. В то же время ЦБУ не предоставляют большинство форм о соблюдении нормативов банка в связи с тем, что не имеют нормативного капитала.
Непосредственное руководство ЦБУ осуществляет уполномоченное должностное лицо банка - управляющий. Управляющий, его заместитель и главный бухгалтер принимаются на работу (увольняются) приказом Генерального директора банка, однако не требуется прохождение аттестационной комиссии главного управления Национального банка по Гомельской области.
Управляющий ЦБУ:
Действует на основании доверенности, обеспечивает выполнение решений органов управления банком, руководства филиала по Гомельской области;
Организует работу по соблюдению действующего законодательства;
Обеспечивает создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля;
Организует четкую и слаженную работу ЦБУ, создает условия для проявления инициативы и предприимчивости специалистов и служащих и несет персональную ответственность за выполнение функций и задач, возложенных на структурное подразделение;
Организует надлежащее хранение и обеспечивает полную сохранность ценностей;
Организует работу по формированию и согласованию планов, определению нормативов и показателей деятельности ЦБУ и обеспечивает их выполнение;
Способствует внедрению новых методов работы в целях повышения эффективности и результативности деятельности ЦБУ;
Разрабатывает проект штатного расписания отделения и направляет для согласования в филиал либо центральный аппарат в соответствии с подчиненностью;
Распоряжается имеющимися в отделении денежными средствами и имуществом в пределах прав, предоставленных ему банком и действующим законодательством, и несет за них персональную ответственность;
В соответствии с подчиненностью ЦБУ вносит предложения по поощрению, привлечению к дисциплинарной ответственности заместителей управляющего и главного бухгалтера;
Осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами банка и выданной ему банком доверенностью.
В ЦБУ действует система удаленного доступа к счету «Банк-клиент» системы дистанционного банковского обслуживания «BS-Client v.3», которая обеспечивает постоянную операционную связь с банком. Более 1800 клиентов банка успешно эксплуатируют систему. Подсистема «Банк-клиент» системы дистанционного банковского обслуживания «BS-Client v.3» включает в себя многоуровневую систему защиты от несанкционированного ее использования и обеспечивает, при выполнении клиентом всех требований и рекомендаций банка, достаточную степень надежности работы и конфиденциальности информации. Для идентификации и подтверждения подлинности документов, передаваемых с использованием подсистемы «Банк-клиент», применяются сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Подсистема «Банк-клиент» позволяет формировать и направлять в банк:
Платежные документы в белорусских рублях и иностранной валюте;
Заявки, платежные поручения на покупку (продажу), конверсию иностранной валюты;
Реестры распределения поступлений в иностранной валюте;
Сведения о поступившей экспортной выручке за товары (работы, услуги);
Запросы на получение выписки по счетам;
Произвольные документы (письма в банк).
Технические условия по настройке системного и прикладного программного обеспечения, применяемого в ОАО «БПС-Сбербанк», для обеспечения выполнения требований информационной безопасности разработаны в соответствии с Международными рекомендациями по обеспечению информационной безопасности и определяют требования к настройке и конфигурированию программно-аппаратных комплексов используемых в ОАО «БПС-Банк». Каждое рабочее место в ЦБУ оснащено персональным компьютером с жидкокристаллическим экраном.
В таблице 2.1 оценим динамику основных показателей деятельности отделения за 2010 - 2012 гг., используя для этого и последующего анализа данные развернутых балансов (в разрезе счетов 4-го порядка) (приложение А) и развернутых отчетов о прибыли и убытках (приложение Б).
В таблице 2.1 оценим динамику основных показателей деятельности ЦБУ № 327 ОАО «БПС-Сбербанк» в г. Речице за 2012 - 2014 гг., используя для этого и последующего анализа данные развернутых балансов (в разрезе счетов 4-го порядка) и развернутых отчетов о прибыли и убытках.
Таблица 2.1 - Динамика основных показателей деятельности ЦБУ № 327 ОАО «БПС-Сбербанк» в г. Речице за 2012 - 2014 гг., миллионов рублей
Показатели |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
|||||
1. Активы на конец года |
|||||||
2. Кредиты клиентам на конец года |
|||||||
3. Собственные средства на конец года |
|||||||
4. Привлеченные ресурсы на конец года |
|||||||
5. МФК размещенные на конец года |
|||||||
6. МФК привлеченные на конец года |
|||||||
7. Процентные доходы по размещенным МФК (сч. 8280) |
|||||||
8. Процентные расходы по привлеченным МФК (сч. 9280) |
|||||||
9. Процентные доходы |
|||||||
10. Процентные расходы |
|||||||
11. Доходы |
|||||||
12. Расходы |
Как видно из данных таблицы 2.1, в 2014 г. произошло значительное увеличение активов (в 2,1 раза), кредитов (в 3,3 раза), и других валовых показателей, основной причиной чего является организационная реформа региональной сети, когда отделения с самостоятельным балансом присоединяются к областному филиалу и получают статус отделений без права формирования самостоятельного баланса. Таким образом, рост активов и прибыли вызван, преимущественно, субъективным фактором, а не деятельностью самого РКЦ.
В 2014 г. значительно снизилась обеспеченность собственной ресурсной базой - практически 1/5 кредитных ресурсов РКЦ занимает у головного банка. Последнее связано с тем, что рост ресурсной базы не успевает за ростом кредитов - последние выросли в 2014 г. в 3,3 раза, а размер привлеченных ресурсов - в 2,2 раза при снижении размера собственных средств на 85%. Кроме того, как указывает практика подобных объединений балансов в других банках, в первый год объединения некоторые показатели еще не скорректированы.
Рост показателей эффективности использования активов (ROA) и общей маржи указывает, прежде всего, что этот рост обеспечен отделениями, а не собственно дирекцией. Снижение процентной маржи (учитывающее и процентную эффективность МФК), указывает на то, что заимствования ресурсов у головного банка обходится дороже формирования собственной ресурсной базы.
Таким образом, ОАО «БПС-СБЕРБАНК» является старейшим белорусским банком. В 2009 г. его контрольный пакет выкупил российский ОАО «Сбербанк». Банк активизировал деятельность на белорусском рынке и в рейтингах за 2010 - 2014 гг. занимает 3 - 4 места среди 32-х белорусских банков.
Рост объемов активов, кредитов, прибыли и увеличение рентабельности ЦБУ № 327 в г. Речице в отчетном периоде имеют высокую динамику. В 2014 г. значительно снизилась обеспеченность собственной ресурсной базой, что связано с превышением кредитования над ростом собственных ресурсов. В результате до 20 % кредитных ресурсов дирекция получает у головного банка, снижение процентной маржи указывает на то, что такие заимствования обходится дороже формирования собственной ресурсной базы.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о центре банковских услуг
(с дополнениями и изменениями по состоянию на 16.08.2010, вступающими в силу с 01.09.2010)
Перечень внесенных дополнений и изменений:
* 1. Дополнение 1 к Типовому положению о центре банковских услуг
Утверждено заседанием Правления АСБ «Беларусбанк»
** 2. Дополнение 2 к Типовому положению о центре банковских услуг
*** 3. Дополнение 3 к Типовому положению о центре банковских услуг
Утверждено заседанием Правления ОАО «АСБ Беларусбанк»
@ 4. Дополнение 4 к Типовому положению о центре банковских услуг
Утверждено заседанием Правления ОАО «АСБ Беларусбанк»
@@ 5. Изменение к Типовому положению о центре банковских услуг
Утверждено заседанием Правления ОАО «АСБ Беларусбанк»
@@@ 6. Изменение к Типовому положению о центре банковских услуг
Утверждено заседанием Финансового комитета ОАО «АСБ Беларусбанк»
7. Решение Правления ОАО «АСБ Беларусбанк» «О проектах Типового положения о центре банковских услуг ОАО "АСБ Беларусбанк" и Типовой структуры центра банковских услуг ОАО "АСБ Беларусбанк"»
Утверждено заседанием Правления ОАО «АСБ Беларусбанк»
СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»Y УТРАЧИВАЕТ СИЛУ ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕМ БАНКА 09.06.2006 (ПРОТОКОЛ № 45.6), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗДЕЛОВ 4 И 7.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Центр банковских услуг № ____ (далее – ЦБУ) является структурным подразделением Открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» (далее – Банк), филиала № ____, филиала № ____-областного (Минского) управления) (далее – филиал) *слова исключены * и осуществляет свою деятельность от имени Банка.
1.2. ЦБУ не является юридическим лицом, не имеет самостоятельного баланса, операции ЦБУ включаются в баланс Банка (филиала).
1.3. ЦБУ наделяется Банком (филиалом) полномочиями в соответствии с настоящим Положением и имуществом, необходимым для осуществления его деятельности, в том числе обеспечивается оборудованием и помещениями, соответствующими требованиям безопасности.
1.4. ЦБУ имеет *бланки, * штампы, печати, в том числе печать со своим наименованием и фирменным знаком Банка.
1.5. Местонахождение (адрес) ЦБУ: _______________________________.
1.6. **Организационное и методологическое руководство деятельностью ЦБУ г. Минска осуществляет центральный аппарат Банка. Руководители филиалов-областных (Минского) управлений осуществляют контроль и несут ответственность за организацию работы во всех ЦБУ региона независимо от их подчиненности **.
1.7. ЦБУ взаимодействует со службами Банка (филиала) по соответствующим направлениям деятельности.
1.8. Взаимоотношения между ЦБУ и Банком (филиалом) регулируются локальными нормативными правовыми актами Банка и настоящим Положением.
1.9. Взаимоотношения между ЦБУ и клиентами строятся на основе законодательства Республики Беларусь и заключенных договоров.
1.10. ЦБУ подчиняются структурные подразделения (отделения, обменные пункты, операционные передвижные кассы) в соответствии с приказом Банка (филиала).
1.11. Учет и документооборот организуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и локальными нормативными правовыми актами Банка.
1.12. ЦБУ выполняет устанавливаемые Банком (**филиалом-областным (Минским) управлением **) показатели, представляет необходимую информацию, в том числе для формирования отчетности.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ЦБУ
2.1. В своей деятельности ЦБУ руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, решениями органов управления Банка, локальными нормативными правовыми актами Банка, а также настоящим Положением.
2.2. Основными целями деятельности и задачами ЦБУ являются:
предоставление клиентам комплекса банковских продуктов и услуг, обеспечение высокого качества обслуживания;
обеспечение рентабельной деятельности, выполнение доведенных Банком (**филиалом-областным (Минским) управлением **) показателей;
выполнение мероприятий, предусмотренных **Программой развития** Банка и другими программами, утвержденными Правлением Банка.
ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБУ
3.1. ЦБУ вправе осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию, только при наличии у Банка специального разрешения (лицензии) Национального банка Республики Беларусь или других уполномоченных государственных органов Республики Беларусь, а также в случае предоставления соответствующих полномочий Банком.
3.2. ЦБУ вправе осуществлять следующие операции:
привлечение денежных средств физических и *слово исключено * юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от имени и за счет Банка на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетного и *слово исключено * кассового обслуживания физических и юридических лиц;
валютно-обменные операции;
выдачу банковских гарантий;
куплю-продажу драгоценных металлов ***и драгоценных камней*** в случаях, *предусмотренных законодательством Республики Беларусь *;
*абзац исключен *
*инкассацию наличных денежных средств, платежных инструкций и иных ценностей *;
осуществление операций с использованием банковских пластиковых карточек;
финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для *банковского * хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
*абзац исключен *
*лизинговую деятельность *;
консультационные и информационные услуги;
выдачу ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета *;
*перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставку таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций *;
охрану принадлежащих Банку объектов (денежных средств и иного имущества);
*продажу * лотерейных билетов и выплату выигрышей по ним;
предоставление страховых услуг в соответствии с договорами поручения со страховыми организациями;
операции по обращению именных приватизационных чеков «Имущество», «Жилье»;
переводы денежных средств;
* ***абзац исключен***
продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;*
иные операции и деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, локальными нормативными правовыми актами Банка, решениями органов управления Банка.
3.3. Перечень операций, осуществляемых ЦБУ, определяется Банком (филиалом), структурным подразделением которого является ЦБУ,путем издания приказа.
СОЗДАНИЕ ЦБУ
4.1. ЦБУ создается в соответствии с **слово исключено** законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, приказом руководителя Банка (**филиала-областного (Минского) управления **) по согласованию с Правлением Банка.
4.2. Для размещения создаваемого ЦБУ необходимо письменное согласие органа местного управления, получение которого инициируется Банком (филиалом).
4.3. **Для принятия решения о согласовании создания ЦБУ Правлением Банка филиал-областное (Минское) управление (управление территориального развития – по ЦБУ, ***слово исключено*** подчиненному центральному аппарату Банка) представляет в центральный аппарат ходатайство, к которому прилагается структура ЦБУ, а также **:
критерии экономической целесообразности создания ЦБУ (приложение 1);
расчет прогнозных показателей на первый календарный год деятельности ЦБУ (приложение 2);
@ расчет нормативной численности работников служб ЦБУ. @
**По ЦБУ, создаваемому на базе ранее действовавшего филиала, представляется только структура ЦБУ.**
4.4. Представленные материалы в течение 5 рабочих дней рассматриваются по курируемым направлениям деятельности:
управлением территориального развития;
финансово-экономическим департаментом;
департаментом безопасности;
департаментом розничного бизнеса;
департаментом персонала;
департаментом бухгалтерского учета;
департаментом информационных технологий;
юридическим департаментом;
департаментом строительства и маркетинга недвижимости
и другими структурными подразделениями центрального аппарата Банка (в случае необходимости).
4.5. Управление территориального развития в течение 5 рабочих дней с момента получения предложений от структурных подразделений центрального аппарата Банка анализирует информацию и вносит на рассмотрение Правления Банка для принятия решения.
4.6. При положительном решении Правления Банка **руководитель филиала-областного (Минского) управления ** (управление территориального развития – по ЦБУ, ***слово исключено*** подчиненному центральному аппарату Банку) организовывает проведение мероприятий по открытию ЦБУ.
4.7. **Руководитель филиала-областного (Минского) управления ** информирует об открытии ЦБУ управление территориального развития, которое направляет информацию в Национальный банк Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.
4.8. Изменение местонахождения ЦБУ производится на основании приказа **руководителя филиала-областного (Минского) управления ** после получения согласия Председателя Правления Банка или его заместителя, курирующего управление территориального развития. По ЦБУ, ***слово исключено*** подчиненному центральному аппарату Банку, – приказом Председателя Правления.
4.9. **Филиалом-областным (Минским) управлением ** по согласованию с центральным аппаратом Банка (управлением территориального развития – по ЦБУ, ***слово исключено*** подчиненному центральному аппарату Банка) ЦБУ присваивается трехзначный номер, где первая цифра – код области, две следующие – порядковый номер ЦБУ.
ЦБУ, созданному на базе филиала, как правило, присваивается номер филиала, деятельность которого прекращена.
Похожая информация.