Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.
Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины
Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:
- непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
- допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- ряд иных оснований.
Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.
Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке
Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:
- ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
- Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
- Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
- Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.
Ликвидация ООО по решению суда
Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:
- Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
- Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
- Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
- После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
- Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.
На законодательном уровне выделен целый спектр оснований, при которых возможно проведение принудительной ликвидации организации. К ним относятся:
- выявление нарушений действующего законодательства;
- предпринимательская деятельность без лицензии, если она необходима для данной сферы;
- конкуренция, которая нарушает нормы действующего законодательства;
- выявление факта отсутствия какой-либо деятельности на ООО.
Отсутствие фактической деятельности можно выявить по операциям на расчетном счете. В соответствии с требованиями действующего законодательства, если на протяжении четырнадцати месяцев по расчетному счету не производилось никаких действий, это может являться основанием для принудительной ликвидации ООО.
Отдельно стоит отметить нарушения законодательства, в соответствии с которыми может быть проведена процедура по принудительной ликвидации ООО (к примеру, если выявлен факт наличия вредных выбросов в атмосферу, заинтересованные лица имеют право обратиться в суд с соответствующим заявлением).
ЭТАПЫ ПРОЦЕДУРЫ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ООО
В российской практике уже разработана инструкция, включающая в себя пошаговый план по проведению всех процедур, направленных на ликвидацию ООО. В целом, принудительная состоит из нескольких этапов.
На первом этапе заинтересованное лицо обращается в суд с требованием о принудительной ликвидации ООО. В такой ситуации это же заинтересованное лицо имеет право подать соответствующее заявление о начале процесса о принудительной ликвидации ООО.
Непосредственно перед подачей заявления в суд, заинтересованная сторона собирает доказательства, являющиеся подтверждением наличия оснований для принудительного прекращения деятельности ООО. В случае, когда судья принимает решение об обоснованности заявленных требований, он объявляет начало процедур по упразднению (принудительной ликвидации ООО).
После принятия такого решения собирается специальная ликвидационная комиссия. Организация осуществляется в соответствии с решениями, принятыми судебным органом. В ходе осуществления своих функций, ликвидационная комиссия:
- оформляет бухгалтерский учет;
- выполняет аудит по работе ликвидируемого предприятия;
- принимает требования, заявленные кредиторами ликвидируемого ООО;
- составляет промежуточный баланс;
- закрывает расчетные счета в банковских учреждениях.
Непосредственно после осуществления ликвидационной комиссией возложенных на нее функции происходит ликвидация ООО принудительном порядке.
Чтобы провести данную процедуру, требуется подготовить определенный пакет документов, который состоит из:
- решения органов, обладающих на это полномочиями;
- доказательства, подтверждающие факт наличия основания для принудительной ликвидации ООО (к примеру результаты проведения прокурорской проверки этой организации);
- исковое заявление;
- промежуточный и окончательный балансы.
Органы, выступающие в качестве инициаторов принудительной ликвидации ООО
Исходя из судебной практики, можно выделить целый перечень органов, которые могут быть заинтересованы в принудительной ликвидации ООО. К ним относятся:
- органы, осуществляющие регистрацию в случаях, когда имеет место неполная уплата установленного капитала или несоответствия имеющихся учредительных документов заявленных в законе требованиям;
- прокуратура, если принудительная ликвидация ООО проводится в интересах защиты прав граждан, государства и общества в целом;
- налоговые органы, если в ходе проверки предприятия выявлено грубое нарушение действующего налогового законодательства;
- антимонопольные органы, если ООО ведет деятельность, которая направлена на ограничение конкуренции в определенной области;
- Центральный банк Российской Федерации, если организация осуществляет различные банковские операции, на совершение которых у нее нет лицензии;
- государственный орган, в задачи которого входит контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов в случае, когда ООО осуществляет свою деятельность без соответствующей лицензии;
- любая заинтересованная в этом организация или гражданин, если речь идет о случаях, когда у предприятия есть задолженность в размерах, достаточных для проведения ликвидации.
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ООО: ПОСЛЕДСТВИЯ
После окончания проведения процедур по принудительной ликвидации ООО, компания не будет иметь никаких прав на осуществления любого рода коммерческой деятельности. После этого происходит списание всех существующих задолженностей, которые не были покрыты до ликвидации ООО.
Требование о списании задолженности обусловлено тем, что после проведения процедур по принудительной ликвидации ООО, у организации отсутствует собственность, которая может быть использована для погашения долгов. Имущество, принадлежащее учредителям, считается неприкосновенным.
Ответ на вопрос о том, как налоговая закрывает ООО, важен каждому учредителю, даже далекому от того, чтобы думать о закрытии. Дело в том, что такое закрытие происходит принудительно, и у учредителей нет прямого права его отменить. Важно не доводить деятельность до такой ситуации, а если она все же произошла, то действовать надо правильно и незамедлительно.
Отличия добровольной и принудительной ликвидации
Можно выделить два вида ликвидации ООО:
- Добровольная;
- Принудительная.
Также существует еще один вид, который, строго говоря, не является ликвидацией. Это исключение фирмы из ЕГРЮЛ. Чтобы понять, как налоговая может закрыть ООО, полезно рассмотреть все эти способы.
В современном бизнесе принудительная ликвидация по инициативе налоговой или другой службы встречается гораздо чаще, чем добровольная. Связано это не только с тем, что ведение бизнеса – сложная задача, в ходе которой неизбежно возникают мелкие нарушения, которые мешают нормальному закрытию предприятия. Одной из важных причин является и сложность закрытия фирмы, а также довольно высокая цена этой процедуры.
Кто имеет право на закрытие предприятия? Решение о добровольной ликвидации принимается участниками совета учредителей, а если он всего один, то на основании приказа. А вот для принудительной ликвидации необходимо иметь решение суда. Исключение из ЕГРЮЛ производится без решения суда, по инициативе налоговой. Для этого достаточно, чтобы фирма одновременно подходила под несколько условий.
Основным органом, который занимается закрытием компании, является ликвидационная комиссия. Здесь кроется главная разница между добровольной ликвидацией или такой, которая происходит по решению налоговой: ликвидационная комиссия назначается учредителем или налоговым органом. В остальном процедура одинаковая, разве что налоговые органы проверяют все более тщательно, так что процедура не станет проще или быстрее.
Порядок закрытия компании
Процедура состоит из следующих этапов:
- Инициатор принимает решение. Это могут быть учредители или иной орган, например, налоговая служба. Создается ликвидационная комиссия.
- Если процесс начат учредителями, то они должны уведомить об этом налоговые органы.
- В «Вестнике государственной регистрации» публикуются сведения о том, что компания закрывается.
- Обязательно следует уведомить кредиторов. Если этого не произошло, а кредиторы были, то они имеют право обратиться в суд и обжаловать решение о ликвидации компании, чтобы она могла погасить свои обязательства.
- Необходимо сообщить о закрытии всем сотрудникам.
- Обычно бухгалтерия проверяет все документы и отчеты, устраняет ошибки и недочеты, чтобы предприятие было готово к возможной выездной проверке от налоговой службы.
- Дальше составляются промежуточный и ликвидационный балансы, затем они передаются в ИФНС. Эти виды баланса особенно важны, если закрытие происходит путем реорганизации.
- Если кредиторы предъявили претензии, то по ним необходимо рассчитаться. Если имеются задолженности по заработной плате, следует погасить их.
- Следующий этап – подготовка ликвидационного баланса. Закрыть организацию без проблем можно только в том случае, если с ликвидационным балансом все в порядке. В противном случае процедура затянется.
- Распределяются имеющиеся активы компании. Обычно они возвращаются к учредителям. Если у компании есть долги, то они погашаются из активов. Если активов недостаточно, ООО закрывается как банкрот.
- В ИФНС подают заключительный пакет документов.
- Налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ и выдает об этом свидетельство. О том, какие документы выдает ИФНС, сотрудники расскажут в начале процедуры.
Принудительная ликвидация
Инициировать закрытие компании может несколько организаций. Среди них:
- Налоговая служба (самый распространенный вариант);
- Прокуратура. Такое допустимо, если компания нарушает законы или интересы отдельных граждан;
- Центробанк России, если банковские операции проводятся без лицензии;
- Антимонопольные службы;
- Пенсионный фонд – за деятельность без лицензии;
- Кредиторы – при наличии нарушений по задолженностям.
Чтобы закрыть предприятие, налоговая подает на ликвидацию ООО иск в суд. Иногда его причины незначительны, например, ошибки в учредительных документах, которые могут иметься с момента регистрации. В худшем случае принудительное закрытие заканчивается банкротством ООО.
До тех пор, пока организация не исключена из ЕГРЮЛ, процесс можно приостановить, но сделать это может только его инициатор. Бывает, что достаточно устранить ошибки или удовлетворить претензии налоговых органов. Тогда компания сможет вернуться к нормальной деятельности. Бывает и такое, что ликвидацию предотвратить невозможно, тогда оспорить ее можно будет через суд.
Как проходит ликвидация по инициативе налоговой
Налоговая может запустить процесс по следующим причинам:
- Компания ведет деятельность с грубым нарушением законов;
- Присутствует деятельность, которая должна быть лицензирована, но этого не произошло;
- Ведется хозяйственная деятельность, запрещенная законом;
- Ведение деятельности серьёзно противоречит уставу компании;
- Компания не платит налоги или сдает отчетность с грубыми ошибками.
Сначала ИФНС подает иск в судебные органы. Если решение принимается положительное, то назначается ликвидационная комиссия, запускается процесс закрытия. Суд выпускает документ, в котором присутствует дата закрытия компании. Именно эта бумага служит основанием для ликвидации и исключения ООО из реестра.
Если компания не ведет деятельности и не сдает отчетность, то назначаются административные штрафы. Некоторые из них в ходе суда можно без труда оспорить, остальным можно снизить размер штрафа. Если решение о ликвидации уже принято судом, то его исполнение – обязательно.
Если руководство уже планировало закрывать юридическое лицо, то принудительная ликвидация не будет приятной процедурой, но и особой проблемой не станет. Другое дело, если компания пребывает не в лучшем состоянии, но закрываться не планирует. Тогда ликвидация может стать фатальным процессом.
Такой процесс будет длительным. Если появится желание оспорить решение суда, то база аргументов должна быть максимально грамотной и оправданной. Главный недостаток принудительного закрытия по инициативе налоговой: кредиторы могут направлять претензии к учредителям даже после завершения процедуры.
Как предотвратить принудительную ликвидацию
Важно как можно раньше выяснить, какова причина иска, по которой были поданы документы в суд. Когда устранить проблему легко, нужно сделать это как можно раньше. Бывает, что причиной становится такой момент, как фиктивный юридический адрес.
Если ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона, то остановить процесс вряд ли получится. При наличии противозаконной деятельности следует готовиться к штрафам. В ряде случаев предусмотрено уголовное наказание.
В каких случаях при закрытии ООО может грозить уголовная ответственность:
- Причинение ущерба;
- Нарушение авторских прав и использование поддельной продукции;
- Контрафактные товары в обороте.
По многим видам нарушений уголовной ответственности нет, но начисляются штрафы.
Процедура исключения из ЕГРЮЛ по причине отсутствия деятельности
Налоговые службы по собственной инициативе могут исключить из реестра компании, которые:
- Не предоставляют отчетность в налоговые службы сроком более 12 месяцев;
- Нет проводят операций по счетам юр. лица сроком более 12 месяцев.
Если хотя бы одно условие не выполняется, то закрывать такое ООО нельзя. Например, если компания ведет деятельность, но не сдает отчетность, она не может быть исключена из реестра. Аналогично, если компания сдает отчетность, но деятельности нет.
Эта процедура описывается в ГК РФ. Юридическое лицо не действует, а налоговая фиксирует это и исключает его из реестра. Год отсчитывается с того момента, как ИФНС принимает решение об исключении. Решение должно быть оформлено по строгой форме, которая определяется законом.
Порядок действий следующий:
- По истечении календарного года готовится внутренний документ-постановление. В нем указывается отсутствие деятельности и отчетности.
- В «Вестнике государственной регистрации» делается соответствующая публикация. Если у кого-то есть претензии, то они могут направить их в течение месяца. Достаточно хотя бы одного заявления от кредитора, чтобы процедура была приостановлена.
- В случае, если движений по счетам нет, отчетности нет и претензий тоже никто не предъявляет, налоговая исключает компанию из реестра.
Как не допустить закрытия
Согласно закону, учредитель может попытаться опротестовать решение суда и действия налоговой службы. Но если все было сделано по правилам, то суд практически всегда встает на сторону налоговой службы. Налоговая ликвидирует фирму. Учредителю не остается ничего другого, кроме как открыть новое юр. лицо, если в этом есть необходимость.
Но важно понимать, что налоговая не обязана закрывать компанию. Поэтому если деятельность не ведется не по причине того, что ООО брошено, а просто из-за временных обстоятельств, то кое-что сделать все же можно. Если процедура инициирована, то нужно предпринять следующие шаги:
- Сдать отчетность и больше не пропускать ее сдачи. Нулевые отчеты – это гарантия существования юридического лица.
- Провести операцию по банковскому счету. Нужно следить, чтобы в год была хотя бы одна операция: это уже гарантия того, что фирма не закроется.
- Необходимо проверять «Вестник государственной регистрации» и информацию о компании в списке ЕГРЮЛ. Это открытые сведения, и они позволят вовремя узнать о том, что назначено административное исключение компании из реестра. Можно заявить об остановке исключения, будь это ваша компания или фирма, которая имеет перед вами дебиторскую задолженность.
Как отменить ликвидацию
Как здесь уже неоднократно сообщалось, отменить можно только добровольно начатую процедуру. Сделать это может только инициатор. Если ликвидация произошла по инициативе налогового органа, то отменить ее нельзя. Но можно обжаловать через суд.
Сделать это могут кредиторы, которые не были уведомлены о предстоящем закрытии должника. В случае наличия доказательств об отсутствии уведомления процедура закрытия может быть признана недействительной, то есть, проведенной с ошибками.
Также через суд можно опротестовать решение об исключении из реестра. Как отменить его? Для этого на руках у учредителей должны быть свидетельства ведения деятельности, например, подтверждение поступлений на расчетный счет. Подобные случаи редкость, но если компания была исключена из реестра в связи с ошибкой или невыполнением сотрудниками ИФНС своих обязанностей по проверке, то суд может постановить, что налоговая обязана восстановить все записи в ЕГРЮЛ.
1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.
1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.
1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.
1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.
- Определения
персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
- Принципы и условия обработки персональных данных
3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:
1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;
2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;
3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;
4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;
6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.
7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.
3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
- обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.
3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.
3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.
3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.
- Субъекты персональных данных
4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:
- работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
- кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
- клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
- пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;
4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.
- Права субъектов персональных данных
5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:
5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:
- подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
- о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
- о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
- о наименовании и местонахождении Компании;
- о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
- перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
- о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
- о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
- наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
- иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.
5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.
5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.
5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.
5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.
- Обязанности Компании
6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:
- Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
- По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
- Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
- Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.
Исключение составляют следующие случаи:
Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;
Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.
Персональные данные получены из общедоступного источника;
Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.
6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.
6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.
6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.
6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.
6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.
- Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных
7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
- определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
- применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
- применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
- оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
- учетом машинных носителей персональных данных;
- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
- восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
- установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
- контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
- оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.
Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации
Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.
Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?
Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).
Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).
Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.
Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.
Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.
В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.
И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).
Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).
Процедурные моменты
Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).
Оформление результатов проверки
Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.
Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).