Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.
1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.
Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.
В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:
- фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
- представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.
Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:
- уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
- соблюдение мер экономической политики;
- вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
- выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.
В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.
2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.
С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.
Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.
3. Документы, подтверждающие реальный экспорт
Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:
- Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
- Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
- Грузовая таможенная декларация
(ее копия) (подп.3 п.1 ст.165
НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
- Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
- Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
- декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
- российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
- лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
- лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
- письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
- наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
- наименования и количества товаров;
- номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
- наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
- месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
- сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
- экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
- копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
- экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
- почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
- Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165
НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
- подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
- подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
- Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).
При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.
При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
- копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость
В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.
Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:
- Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
- Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
- С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
- Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.
Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.
Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:
- имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
- все ли необходимые документы имеются в наличии;
- правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
- соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
- полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
- правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
- правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
- правильность определения налоговой базы по НДС.
Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.
Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.
В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:
- предприятия, производящие собственную продукцию:
- поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
- работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
- не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
- соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
- имеют собственные основные средства производственного назначения;
- работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
- Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
- иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
- работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
- не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
- соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
- закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
- поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
- не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.
5. Возможное изменение порядка возмещения НДС
В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.
Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.
Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.
Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.
Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.
В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.
Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:
"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".
Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:
"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".
В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.
6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России
Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.
Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.
Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.
Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .
Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).
Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.
Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.
Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.
Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.
Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .
Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.
Приложение
Примеры по рассмотренной теме
Пример 1
ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.
Пример 2
Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.
Пример 3
ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.
В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.
Пример 4
ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.
Пример 5
ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.
Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.
Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.
Пример 6
ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация
В процессе своей работы многие фирмы, организации и частные предприниматели имеют деловые отношения с зарубежными компаниями или бизнесменами. Они предоставляют услуги или продают продукцию за границу, тем самым развивая и поддерживая свой бизнес. В экспортной торговле заинтересованы не только юридические лица, но и государство нашей страны.
Товарооборот с иностранными компаниями и корпорациями положительным образом сказывается на финансовой ситуации в России. Это обеспечивает приток иностранной валюты и способствует поддержанию тесных экономических отношений с зарубежными партнёрами и инвесторами.
Со всей продукции, произведённой в России, организации и частные лица обязаны уплатить разного рода налоги в бюджет государства. С продукции, которая вывозится за рубеж, фирмы обязаны перечислить в надзорный орган НДС. Но происходит это не во всех случаях, а в каких именно сейчас разберёмся.
НДС при экспорте продукции
Данным налогом считается пошлина, которая уплачивается с продукции, отправленной на экспорт в другие страны. Продавая товар за рубеж предприниматели имеют право применить льготную нулевую процентную ставку. Это освобождает отчётное лицо от уплаты налога по таким операциям. Но в том случае, если в установленное время не удалось подтвердить данную сделку, то пошлину придётся уплатить в полном объёме.
Налогоплательщикам такие условия на руку. Сниженная процентная ставка способствует налаживанию внешнеэкономических отношений с другими странами. Государство таким образом стимулирует предпринимателей осуществлять сделки с зарубежными фирмами. Но стоит отметить, что отчётные лица не охотно сотрудничают с другими странами в плане торговых отношений, поскольку в законодательстве нашей страны не до конца урегулирован вопрос применения нулевой ставки.
Ставка
При вывозе продукции на экспорт начисление пошлины производится по нулевой ставке. Льготные условия действуют только в том случае, если в установленные сроки предприниматель предоставит весь перечень необходимых документов. Он представлен в статье 165 Налогового кодекса и включает в себя:
В налоговую службу сдаётся данный пакет документов с копиями. Представленный перечень необходим для подтверждения товарных отношений не только со странами ЕАЭС, но и при экспорте продукции в остальные государства.
В течение 180 дней налогоплательщик обязан предоставить в надзорный орган подтверждающие документы. Только в этом случае он может рассчитывать на применение нулевой ставки. Отсчёт начинается с даты начала процесса вывоза продукции за границы России. Если в установленные сроки фирма не предоставит подтверждения, то пошлина будет начислен по ставке 10 или 18%. Её размер зависит от категории вывозимой продукции.
Расчёт
Необходимость рассчитывать сумму налога возникает только в том случае, если организация не смогла предоставить подтверждение в проверяющую организации о осуществлении экспортной продажи. Если документы сданы вовремя, то определять величину НДС не нужно, поскольку он не будет начислен.
К продукции, которая вывезена с территории России в другие страны, применяется процентная ставка в размере 10 или 18. Расчёт размера пошлины в этих случая выглядит так:
НДС = цена товара/работы/услуги по экспортному договору * 10%
Пошлина, которую необходимо уплатить в бюджет, насчитывается по данной ставке в том случае, если продукция или вид работ входит в соответствующий перечень. Для всех остальных категорий, которые в него не входят, предусмотрена более высокая процентная ставка. Налог в таком случае рассчитывается так:
НДС = цена продукции/работы/услуги по экспортному договору * 18%
Полученную сумму предприниматель обязан уплатить в бюджет в установленные законом сроки, иначе к нему будет применены штрафные санкции за несвоевременную уплату.
Процедура возврата (возмещения)
Для того, чтобы иметь возможность получить обратно сумму НДС, предпринимателю или организации необходимо подтвердить факт вывоза товара за территорию нашей страны. Сделать это можно с помощью документов, на которых имеется подпись и штамп таможенной службы.
После предоставления подтверждения в налоговую службу, её сотрудники проведут проверку. В том случае, если у проверяющей стороны не возникнет никаких претензий и сомнений, то через три месяца плательщику переведут сумму НДС.
Выданная сумма может пойти в счёт уплаты других пошлин и сборов. Также ей можно заплатить штрафы и пени, если таковые имеются. Налогоплательщик может потребовать перечислить средства на счёт своей организации и распорядиться ими по своему усмотрению.
После того как проверяющий орган вынес решения о возврате суммы НДС, она должна быть перечислена плательщику в течение двух недель. В том случае, если эти сроки нарушены, то с НДС будут начисляться дополнительные проценты в счёт уплаты налогоплательщику.
Для большей наглядности и понятности рассмотрим пошаговую процедуру возврата пошлины с экспортной продукции:
- Заключаем договор с иностранным партнёром. После подписания контракта бухгалтер фирмы знакомится с его составляющей, обращая особое внимание на способ оплаты. Она может производиться целиком после отгрузки или с предоплатой.
- Продающая сторона оформляет паспорт будущей сделки. В любом отделении банка доступна данная услуга. Нужно только приложить все необходимые документы. После отгрузки его необходимо будет закрыть.
- Перевод авансового платежа на банковский счёт. Это осуществляется только в том случае, если договор предусматривает внесение предоплаты перед отгрузкой. Если в контракте этого пункта нет, то данный шаг пропускается.
- Происходит формирование отгрузки. Этот процесс проводится через специальные бухгалтерские программы. Ставка учитывается как нулевая, с условием того, что все необходимые документы для подтверждения уже имеются.
- Осуществляем составление и сдачу отчётности. Данные документы передаются на проверку в Таможенный союз. Это достаточно сложная и трудоёмкая работа, которая требует знать коды продукции, которая продаётся в другие страны.
- Формирование пакета документов для подтверждения нулевой ставки. Он должен включать все документы, бланки и справки, которые являются гарантией пересечения экспортными товарами границы с Россией.
- Составление декларации по НДС. Она каждый квартал сдаётся на проверку в налоговую службу. В ней указываются суммы доходов организации и величина начисленных пошлин.
Документы
Для того, чтобы получить возврат суммы пошлины и иметь возможность на применение нулевой ставки, предприниматели и организации должны иметь:
- договор с иностранным партнёром, в котором отражается размер партии и сумма сделки;
- справка о состоянии банковского счёта, на который производилось перечисление средств после заключения сделки;
- декларация, которую выдаёт таможня с соответствующей отметкой;
- транспортные документы и счета, в которых отражён факт пересечения продукцией границ России.
Бывают случаи, когда операции по экспорту осуществляются при помощи агента. Доверенное лицо берет за свою работу комиссию и в таком случае пакет документов будет выглядеть так:
- договор, который заключён между агентом и налогоплательщиком. В нём отражена величина комиссии и условия их взаимодействия;
- контракт, заключённый между уполномоченным представителем налогоплательщика и зарубежным покупателем;
- подтверждения перевода средств за товар на банковский счёт продающей стороны;
- копия или оригинал таможенной декларации;
- вся сопроводительная документация, которая оформляется при пересечении груза через границу.
Для того, чтобы применить нулевую ставку, необходимо подтвердить факт пересечения продукцией границ нашей страны. Также нужно иметь доказательства поступления средств за неё на счёт налогоплательщика и договор на экспорт российских товаров.
Коды операций
Каждой операции, которая совершается и имеет отражения в документации, присваивается соответствующий код. Рассмотрим те, которые наиболее часто встречаются:
Кодовый номер | Наименование производимой операции |
01 | · продажа или покупка продукции/работ/услуг, прав на имущество, операции, которые облагаются нулевой ставкой, операции через посредников
· составление общего счёта-фактуры |
02 | · частичная оплата товара перед будущей поставкой или отгрузкой |
06 | · виды операций, которые совершаются налоговыми агентами (в этот перечень не входит продажа конфискованного имущества и любые товарно-денежные отношения с гражданами других стран, которые не состоят на учете в налоговой службе) |
17 | · возврат груза продающей стороне
· отказ покупателя от продукции при изменении условий подписанного контракта и возврат покупателю произведённой предоплаты |
21 | · операции, которые связаны с восстановлением величины налога
· экспортные операции, которые облагаются нулевой ставкой |
25 | · проведение регистрации соответствующих счетов в книге покупок в части сумм НДС, которые были восстановлены при совершении операций, облагаемых пошлиной по нулевой ставке |
В общей сложности имеется 24 специальных счёта, которые используются при заполнении соответствующих отчётных документов. Полный перечень можно найти по этой ссылке .
Декларация по НДС на экспорт
Данный документ должен сдаваться до 20 числа того месяца, который следует за расчётным кварталом. Но следует запомнить, что для организаций и частных предпринимателей, у которых выручка за квартал превышает один миллион рублей, предусмотрены иные сроки подачи отчёта. Они обязаны каждый месяц сдавать декларацию в надзорный орган.
Скачать образец заполненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость можно по ссылке ниже.
Данные по экспортной отгрузке товаров отражаются в разделах под номерами 4, 5 и 6 отчётной ведомости. Рассмотрим правила заполнения этих разделов.
Раздел 4
В нём отражаются все экспортные операции, которые подтверждены соответствующими документами с отметкой таможенной службы. В нём указывают в соответствующих графах:
- №1 – кодовое значение операции;
- №2 – облагаемая налогом база по каждой операции с подтверждением передачи продукции по каждому коду;
- №3 – вносится размер вычетов входной пошлины на добавленную стоимость по товарам, которые использовались для учёта операций и подтверждения вывоза заграницу;
- №4 – записывается величина налога, который был посчитан до подтверждения вывоза продукции и указывается кодовое значение операции;
- №5 – заносится величина входной пошлины, которая восстанавливается, поскольку до подтверждения инспектора была вычтена.
Четвёртая и пятая графа заполняются только в том случае, если предприятие вовремя не подтвердило факт экспортной продажи.
- Пакет документов собран в установленные сроки. В Раздел 4 вносится вся информация за отчётный квартал тогда, когда все подтверждения экспортной операции были собраны. Если налогоплательщик в кратчайшие сроки собрал всё необходимое для подтверждения нулевой ставки, то в любом случае придётся дожидаться конца квартала и только тогда подавать декларацию и соответствующие подтверждающие бумаги. Раньше отчётного периода этого сделать не получится.
- Документы собраны после отчётного периода. В том случае, если налогоплательщик собрал все подтверждения после отчётного квартала, но до подачи декларации, то всё оформление будет автоматически перенесено на следующий расчётный период.
ВАЖНО: Если документы были предоставлены после сдачи декларации, но до истечения 180 дней, то подтверждение нулевой ставки не будет осуществлено. Налоговый инспектор откажет в применении льготной ставки НДС с экспортных товаров. Откажут и тогда, когда недостающие документы были предоставлены сразу после подачи отчёта в проверяющую организацию.
Раздел 5
При продаже продукции на экспорт этот раздел также необходимо заполнить, если у плательщика имеются права на предоставления вычета в расчётном квартале. Заполняется он по графам:
- №1 – указывается кодовое значение операции экспорта продукции, которая в нашей стране облагается пошлиной по сниженной ставке 10%.
- №2 – записывается величина налоговой базы на операции, которые имеют подтверждение (они описаны в Разделе 4, но в то время по ним не было принято решение).
- №3 – вносится информация по размеру входного налога по подтверждённым экспортным операциям.
- №4 – по кодовым номерам учитывается налоговая база, которая относится к экспортным операциям, не подтверждённым по каким-либо причинам.
- №5 – отражается величина входного налога по тем экспортным операциям, которые по тем или иным причинам не были подтверждены.
Раздел 6
В нём отражены те операции, по которым прошли все допустимы сроки на предоставления подтверждения на нулевую ставку. Эта возможность имеется у плательщика в течение 180 суток с момента:
- проведения отгрузки (в страны Таможенного союза;
- передачи товаров на таможню и начала процесса оформления (для остальных стран).
Величину НДС, которая учитывается в Разделе 4, 5 и 6, необходимо брать в расчёт при заполнении Раздела 1 соответствующей декларации.
Заключение
Продажа продукции на экспорт выгодна не только российским организациям и предпринимателям, но и государству. Налаживание торговых связей положительным образом скажется на экономике страны. А для налогоплательщиков правительство предусмотрело возможность применять нулевые ставки по НДС с экспортных товаров.
Единственное, что нужно частным предпринимателям и компаниям, для получения льгот по начислению пошлины – это в установленные сроки предоставить в проверяющую организацию все подтверждающие документы. Они должны содержать отметку таможенной службы о том, что товары покинули территорию России.
Для налоговой инспекции данный факт будет самым главным подтверждением экспорта продукции. Кроме этого, плательщику необходимо предоставить справку о переводе денежных средств за проданный товар. Вместе с этими документами отчётное лицо должно в установленные сроки сдать в налоговую инспекцию декларацию по НДС, в которой и будет указана нулевая ставка по данной пошлине.
Расчет и оплата НДС при экспорте в 2019 году - эти алгоритмы практически полностью переведены в электронную форму. Налогоплательщикам не нужно сдавать бумажные копии многочисленных документов, достаточно предоставить электронные декларации и реестры. Но главное - желающие вообще могут отказаться от применения нулевой ставки.
НДС при экспорте товаров
Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151 , п. 1 ст. 164 , п. 1 ст. 165 , п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России . При этом в качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0 %». Перечни документов, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы при экспорте для НДС могут быть предоставлены в электронном формате, обоснованность положений закреплена в Приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 .
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации, иначе — лист 6 декларации; лист 5 используется редко. При этом в бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них должен быть свой регистр учета.
Экспорт в Казахстан, Белоруссию и Армению учитывается отдельно; налог в 0 % подтверждается не так, как в прочие страны. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. Пока же необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.
Ставка НДС при экспорте
Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0 % (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: являются его плательщиками, должны сдавать декларации, имеют право на вычет входящих сумм. Для того чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ :
- оригиналом или копией внешнеторгового контракта,
- таможенной декларацией,
- копиями транспортных и товаросопроводительных справок.
Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ :
- экспорт;
- таможенный склад для вывоза;
- свободную таможенную зону;
- реэкспорт;
- вывоз припасов.
С 2018 года нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте стала не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу при экспорте. Такой отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке.
Обратите внимание, что отказаться от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС вы не можете. Так как положения договора о ЕАЭС, а именно обоснования п. 3 данного протокола не предусматривают такой возможности для налогоплательщиков (п. 1 ст. 7 НК РФ ).
Общий срок отказа — не менее чем на год. Плательщикам это право необходимо, если они хотят принимать налог к вычету, выставленный по ставкам 20 % или 10 % теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Ведь для применения этой льготы фирма должна собирать документы для ее подтверждения и предоставлять в ФНС.
В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Поэтому организации хитрили и проводили часть операций по обычной ставке 10 % или 20 % (18 % до 2019 г.), и хотя бы что-то оформляли под 0 %. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.
Налоговая база НДС при экспорте
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт определяется как стоимость товаров по условиям заключенных договоров (п. 1 ст. 154 НК РФ ).
Обратите внимание, что налоговую базу по НДС следует определять исключительно в российских рублях. Если же договор заключен в иностранной валюте, то произведите пересчет по официальному курсу рубля по данным Центробанка России на дату отгрузки товара.
А вот момент определения налоговой базы по НДС по экспортной операции напрямую зависит от того, когда вы собрали пакет документов. Отметим, что при экспорте товаров в ЕАЭС определение налоговой базы проводится в следующем порядке:
- Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
- Если же документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.
При экспорте товаров ЕАЭС учитывайте, что момент определения нал. базы зависит от времени подтверждения нулевой ставки. Вместе с тем 180-дневный срок следует определять с момента осуществления отгрузки. А вот НДС по ставке 0 % с аванса начислять и уплачивать не требуется, по общим правилам.
Налогоплательщик в своей работе должен обеспечить раздельный учет при регистрации операций разного характера. Например, при экспорте сырьевых товаров и несырьевых товаров, а также при выпуске продукции для продажи на территории РФ. Способы ведения раздельного учета должны найти место в учетной политике субъекта.
Вычет, возврат или возмещение НДС при экспорте
В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:
- вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
- возмещение — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.
Уплата налогов вполне может привести к ситуации, если из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:
- Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
- Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев (ст. 88). Она может запросить дополнительные документы, например копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
- Затем она же в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
- Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
Подтверждение 0-ой ставки НДС при экспорте
При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:
- Договором, согласно которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
- Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
- Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).
При экспорте в другие государства нулевой НДС подтверждается:
- Договором или другими документами по сделке, если договора нет (например, офертой и акцептом).
- Копией таможенной декларации или электронным реестром; по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр.
- Копиями транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронным реестром.
Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не нужно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая их потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.
Обратите внимание, если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10 % или 20 %.
Мы рассказывали в наших консультациях. В этом материале расскажем о порядке восстановления НДС по экспортным операциям.
Определяемся с экспортным товаром
Порядок принятия НДС к вычету или его восстановления зависит от вида экспортируемых товаров.
Для этих целей выделяют сырьевые и несырьевые товары.
- минеральные продукты;
- продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности;
- древесина и изделия из нее;
- древесный уголь;
- жемчуг и изделия из него;
- драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них;
- драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.
Соответственно, иные товары являются несырьевыми.
Экспорт сырьевых товаров
В случае экспорта сырьевых товаров входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным при экспорте, принимается к вычету в том квартале, в котором собран пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 165 НК РФ . Тем самым подтверждается обоснованность ставки НДС 0%.
Если же сырьевые товары планировались реализовывать на внутреннем рынке и НДС по товарам (работам, услугам), связанным с экспортом сырьевых товаров, был принят к вычету в общем порядке в момент принятия таких товаров (работ, услуг) на учет, на дату экспортной отгрузки НДС по ним придется восстановить (п. 3 ст. 172 НК РФ , Письмо Минфина от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).
Восстановленный НДС можно будет принять к вычету в том квартале, в котором будут собраны документы, подтверждающие ставку 0%, или по истечении 180 календарных дней после отгрузки, если ставка 0% не была подтверждена в отведенное время, в зависимости от того, что произойдет раньше.
Экспорт несырьевых товаров
При экспорте несырьевых товаров вопрос восстановления НДС по товарам (работам, услугам), использованным в экспорте, решается в зависимости от того, когда такие товары (работы, услуги) были приняты на учет (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ).
Вариант 1. Товары (работы, услуги), связанные с экспортом несырьевых товаров, были приняты на учет до 01.07.2016, и НДС по ним был принят к вычету в момент принятия к учету, поскольку предполагалась продажа товаров на внутреннем рынке.
В этом случае при экспорте несырьевых товаров НДС нужно будет восстановить на дату экспортной отгрузки, как и в случае с сырьевыми товарами. И принять к вычету восстановленный НДС можно будет в порядке, описанном выше для сырьевых товаров.
Естественно, если НДС по таким товарам до момента экспорта к вычету не принимался, сделать это можно будет на момент подтверждения ставки 0% или по прошествии 180 календарных дней, если экспорт окажется неподтвержденным.
Вариант 2. Товары (работы, услуги), используемые в экспорте несырьевых товаров, были приняты на учет 01.07.2016 или позже.
Тогда НДС по ним принимается к вычету в общем порядке - на момент принятия к учету - и независимо от того, будут товары экспортироваться или реализовываться на внутреннем рынке. НДС в таком случае восстановлению не подлежит (
Декларация по НДС за 1 кв. 2018 г. (ч.2.)
Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по ставке 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС при экспорте применяется при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ . На сбор пакета документов дается 180 календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). Порядок действий экспортера такой:
- При отгрузке товаров на экспорт продавец должен выписать счет-фактуру с 0 ставкой НДС при экспорте в обычном порядке, но регистрировать этот счет-фактуру в книге продаж пока не нужно. Налоговая база по НДС возникает на последний день квартала, в котором собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку (п.9 ст.167 НК РФ). Поэтому «нулевой» счет-фактура будет зарегистрирован в книге продаж того квартала, в котором продавец соберет документы для подтверждения нулевой ставки НДС.
- Если документы удалось собрать до истечения 180 дней , то, как уже говорилось, счет-фактуру с нулевой ставкой НДС нужно зарегистрировать в книге продаж и соответственно отразить в Разделе 9 декларации по НДС того квартала, в котором собраны документы. Исчисление НДС по таким операциям отражается в Разделе 4 декларации по НДС. Одновременно с представлением декларации в налоговый орган должен быть представлен и пакет документов (п.9 и п.10 ст.165 НК РФ).
Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 18% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).
Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 18% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС , отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).
НДС, исчисленный к уплате при не подтверждении экспорта можно будет принять к вычету, если впоследствии налогоплательщику все-таки удастся собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС (п. 9 ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).
Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 18% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).
Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.
Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.
Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?
При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.).
В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме , предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.
Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?
До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога - это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).
Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС , правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.
Отказаться применять нулевую ставку можно только в отношении всех операций, по которым такой отказ предусмотрен п.7 ст.164 НК РФ и только по ним.
Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.
Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию , т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).
Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.
Как отказаться от применения ставки 0%?
Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее - не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.
Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев .
Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 18%?
Самые существенные налоговые риски у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС . Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 18%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах , уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).
У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 18% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).
Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 18% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).
Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?
Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.
С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).
Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).
Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).
Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?
Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее , то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письмо Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930).
При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт. Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).
Пример:
В 1-м квартале 2018 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2017 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 1-м квартале 2018 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2017 году восстанавливать НДС ненужно. Если, например, продавец соберет пакет документов во 2-м квартале 2018 года, налог, восстановленный в 1-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.
Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?
При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья» , т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.
Какие товары относятся к сырьевым?
В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации. Но до сих пор данный Перечень не утвержден.
Если налогоплательщики не готовы к спорам с налоговыми органами, им следует самостоятельно сориентироваться с определением кодов сырьевых товаров . Так, наименования разделов V , VI , I X , XIV , XV и группы 44 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 полностью повторяют формулировки наименований товаров, указанных в п.10 ст.165 НК РФ и относимых к сырьевым. Поэтому, если коды ТН ВЭД ЕАЭС товаров, реализуемых налогоплательщиком на экспорт, названы в вышеуказанных разделах ТН ВЭД ЕАЭС и группе 44 ТН ВЭД ЕАЭС, то товары следует считать сырьевыми. Соответственно при экспорте таких товаров следует принимать к вычету НДС в особом порядке, предусмотренном п.3 ст.172 НК РФ.