Правовое регулирование деятельности естественных монополий
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
Естественные монополии характеризуются следующими признаками:
удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
В Российской Федерации естественная монополия установлена в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Методы регулирования естественных монополий:
неценовой.
Ценовой метод регулирования естественных монополий – это установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний. Неценовой метод регулирования естественных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам.
Положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в РФ, является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях».
Методы регулирования деятельности естественных монополий.
Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей.
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.
Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.
Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.
Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.
Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).
Последней по счету была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного комитета РФ.
Концентрацией функций упраздненных перечисленных федеральных органов в рамках одного федерального органа в ранге Министерства Российской Федерации преследовалась цель усилить государственную поддержку развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Намечавшееся упразднение Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
Похожая информация.
Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий - это предусмотренные законодательством способы установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции. В зависимости от воздействия на предмет можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой. Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены или предельного уровня цен.
Ценовое регулирование
Большинство чисто монополистических отраслей является естественными монополиями, и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются федеральными, штатными и местными регулирующими комиссиями или управлениями.
Ценовая дискриминация
Установление потребителям разных цен, в зависимости от их готовности платить, хотя издержки производства и предложения товаров и услуг одинаковы, демонстрирует возможность аллокативной эффективности (Аллокативная Эффективность - возможность достижения стандартного неоклассического критерия Парето). В этом методе, который обычно называют ценообразованием по Рамсею, информация о ценовой эластичности на различные товары должна быть доступной для эффективного ценообразования (чем выше ценовая эластичность, тем ближе необходимо установить цену к уровню предельных издержек). Наиболее часто встречается возражения, что ценообразование включает в себя перераспределение благосостояния от потребителя (потребительский излишек) производителю. Строгая ценовая дискриминация, часто называемая грабительской дискриминацией, является эффективным методом подавления конкуренции.
Классический анализ ценовой дискриминации основан Пигу, который провел грань меду тремя типами ценовой дискриминации. Первый тип включает установление различных цен для каждой единицы товара, покупаемой каждым покупателем, таким образом, производитель получает весь возможный потребительский излишек. Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить, то есть для всех, чья цена спроса выше текущего уровня устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена. Дискриминация третьей степени имеет место, когда потребители делятся на независимые группы, каждая из которых получает разную монопольную цену. Этот метод, конечно, сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом специфическом случае, который будет варьировать в зависимости от рыночных обстоятельств.
В телефонной связи и электрических сетях деление осуществляется на юридические и физические лица, которые платят различные цены.
Пиковое ценообразование
Когда спрос следует периодическому циклу, в течение которого спрос может быть высоким в некоторые периоды времени и низким в другие, пиковое ценообразование может предлагать ценообразование по предельным издержкам. Когда предельные издержки обычно растут вместе с выпуском, изменение цены позволит отражать более высокие издержки. Установление более высоких цен в периоды пикового спроса может обескуражить пользу, в то время как низкие цены в периоды низкого спроса смогут поддержать использование мощности, которая в противном случае останется бездействующей.
Государственная собственность
В условиях совершенной конкуренции общественно оптимальная цена равна предельным издержкам. В отраслях инфраструктуры предельные издержки оказываются ниже средних валовых издержек. Таким образом, общественно оптимальная цена будет обязательно ниже средних валовых издержек. Государство может обязать компанию обслуживать по цене, равной предельным издержкам, и обеспечить государственное субсидирование, необходимое для покрытия неизбежно возникающих убытков. Выбор этого решения, как правило, влечет за собой полное или частичное проникновение государства в структуру монополии.
С помощью частичного проникновения в структуру классической монополии государства достигается создание так называемой "общественной монополии", коммерческая активность которой регулируется рыночной ситуаций, но механизм управления при этом остается под контролем властей. Тем самым обеспечивается определенная степень конвергенции между чисто частной компанией и сугубо государственной, распределение в которой осуществляется административными методами. Экономическая выгода "общественной монополии" и в том, что она более экономически "непотопляемая" по сравнению с частной: все финансовые неудачи ложатся на плечи налогоплательщиков. Прагматическими аспектами проникновения государств в монополистические структуры являются установка контроля над схемой расходов предприятий, регулирование системы трудозанятости населения, осуществление антиинфляционных мер через прямое регулирование доходов и цен.
Из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением именно отрасли коммунального характера были первоочередными объектами национализации. Причем, в ряде стран (Великобритания, Франция и ряд других) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.п.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороны правительств нередко преобладали неформальные процедуры, в том числе декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций и т.п. Понесенные ими потери компенсировались за счет государственного бюджета. Одной из побудительных причин национализации естественно-монопольных отраслей служит то, что правительство несет ответственность за состояние дел в них.
Национализация не всегда эффективный способ решения проблемы контроля над деятельностью этих отраслей. Эта система даст наибольший успех, когда нация находится в экстренных условиях - например, во время войны или при наиболее неблагоприятных тенденциях в социально-экономическом развитии - и имеет главную поставленную перед собой задачу - защитить существование самого государственного строя. Однако если нет подобной степени экстремальности, то государственная централизация в такой степени не будет обоснованной, поскольку тормозит развитие предпринимательской инициативы.
При доминировании частных компаний контроль осуществляется либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования деятельности непосредственно на рынке.
Конкуренция за монопольный рынок
Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке.
Это решение основано на положении, что если существование столь сильного эффекта экономии от масштаба обусловливает единственность поставщика услуги, то конкуренция может быть инициирована только на начальном этапе -при организации торгов за право быть этим поставщиком, то есть за получение франшизы на естественную монополию.
Для проведения торгов за франшизу на естественную монополию необходимо выполнение следующих условий: наличие нескольких квалифицированных претендентов на право поставки монопольной услуги; исключение сговора между ними; исключение сговора между каким-либо из претендентов и органом, проводящим торги (предполагается, что общество делегирует право на организацию торгов государству). Основной критерий отбора победителя торгов - удельная цена поставки услуг.
Поскольку средние издержки производства услуги естественной монополии в перспективе сокращаются, то для согласования динамики цен и издержек торги за франшизу необходимо проводить периодически. Перспектива перезаключения договоров на право монопольной поставки услуг должна усилить стремление как самого владельца временной франшизы, так и его потенциальных конкурентов к поиску более экономичных организационных и производственных технологий.
Обычно выделяют следующие недостатки простой модели торгов за франшизу: эта модель не предусматривает механизма адаптации бизнеса победителя торгов к непредвиденным обстоятельствам, а возникновение таких обстоятельств представляется весьма вероятным. Использование минимальной удельной цены поставки услуги как единственного критерия может привести к ухудшению ее качества. Оценка различных сочетаний факторов производства, способных обеспечить приемлемое качество услуги, - сложная проблема, неразрешимая в рамках простой модели торгов.
Справедливому аннулированию франшизы органом, ее выдавшим, может препятствовать ряд факторов: перспектива судебного разбирательства, а следовательно, и появление транзакционных издержек; вероятность того, что придется отвечать за присуждение франшизы фирме, оказавшейся не в состоянии выполнить условия договора; налаживание неформальных отношений фирмы-победителя с государственными чиновниками. То есть фирма-победитель может оказать давление на чиновников и тем самым предотвратить неблагоприятное развитие событий. В результате прежний победитель получит неоправданные конкурентные преимущества.
Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат, либо создаются за счет государства, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных, что в данном случае не важно) средств.
Государственное регулирование предполагает, что деятельность предприятий в данных отраслях подчинена получению прибыли. Это возможно, когда они или уже приватизированы, или превращены в акционерные компании, принадлежащие государственной казне. Или, наконец, прекращено их субсидирование, которое позволяло им не обращать внимания на положение на рынке. Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей может происходить в соответствии с тремя основными вариантами. Во-первых, возможен государственный надзор за деятельностью доминирующей фирмы в соответствии с антимонопольным законодательством. Два других варианта представляют собой различные модели. В основе одной из них - регулирование нормы прибыли (регулирование на основе учета издержек, традиционно принятое в США), другой - регулирование верхнего предела тарифа (стимулирующее регулирование).
Регулирование нормы прибыли
Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, которую называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем, потребители получают, тем не менее, больше, чем в случае нерегулируемой естественной монополии. При такой системе все аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Поэтому тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Основная политика при расчете разумной прибыли исходит из отсутствия полной гарантии ее получения вкладчиками. Не учитывается возможность случайных факторов, таких как погодные условия или общеэкономическая ситуация. Однако вложения в монопольные фирмы, деятельность которых застрахована от случайностей рынка, являются малорисковыми и потому при расчете тарифов закладывается невысокий процент доходности акций. Процедура определения тарифа состоит из трех этапов - выявление текущих издержек, инвестиций и задание нормы прибыли на инвестиции. Определение текущих издержек в большинстве штатов происходит по единой системе счетоводства, обязательной для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг. Оценка инвестиций - один из самых сложных аспектов в данной модели регулирования, так как капитальные вложения можно оценивать по-разному. На практике отдается предпочтение оценке капитала в ценах приобретения. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулирующей комиссией нормативов. Кроме того, в базу включается только та часть инвестиций, которая была признана оправданной. Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней - доход на инвестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей.
Х-неэффективность
Особенностью рыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать этот показатель на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.
В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает - конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек.
Неценовое регулирование
Неценовой метод основан на принципе удовлетворения; потребностей. Он позволяет определить потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установить минимальный уровень обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии е учетом необходимости защиты прав и интересов потребителей. Орган регулирования принимает решение о применении методов регулирования на основе анализа деятельности субъекта естественной монополии.
В настоящее время в России почти нет естественных монополий, регулирование деятельности которых не осуществлялось бы тем или иным образом. Широко применяется регулирование цен и тарифов на продукцию, производимую предприятиями-монополистами. Однако в каждом конкретном случае ценовое регулирование имеет свои особенности и существенные недостатки, связанные в одних случаях с необоснованностью устанавливаемых фиксированных расценок, в других - с невозможностью проконтролировать соблюдение нормативов ценообразования при установлении цен, исходя из норматива рентабельности к себестоимости конкретной продукции. В отличие от категории естественной монополии режим государственной монополии применялся в экономико-правовой системе нашей страны на разных этапах ее развития. В 20-е годы XX века, например, существовала государственная монополия на золото, платину, хлопок, кожу, рис и т.д.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа по экономической теории на тему:
Естественные монополии и их регулирование
Факультет: бизнеса
Группа: ФБ-82
Выполнила: Тодуа И.Г.
Проверил: Шмаков А.В.
Новосибирск
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты 5
1.1 Понятие и определение естественной монополии 5
1.2 Преимущества и недостатки монополий 7
1.3 Способы регулирования естественных монополий 8
2. Естественные монополии в России 16
2.1 Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 16
2.2 Особенности естественных монополий России 19
2.3 Антимонопольное регулирование в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ВВЕДЕНИЕ
Что собой представляют российские естественные монополии: движущие силы экономики, способные вывести страну из затяжного кризиса или неповоротливые структуры, вышедшие из планово-административной системы, тормозящие развитие рыночных отношений в России? Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса в России. Более того, их экономическое влияние выходит за пределы нашей страны. Вопрос государственного регулирования деятельности естественных монополий остается острым на протяжении всех лет с начала реализации экономических реформ в России.
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков. Для обеспечения высокой эффективности рыночных отношений необходимо сформировать принципиально новые организационные условия, пересмотреть сложившиеся при плановой экономике методы управления и регулирования деятельностью естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики.
Существует большое количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков, одним из таких состояний является монополия. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой фирма-монополист является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. При таких условиях производители могут диктовать свои условия потребителям, причем эти условия не соответствуют их интересам. Чтобы избежать образований монополий в государстве с рыночным типом экономики, применяется антимонопольные законодательные акты. Но в тоже время в законе существует такое понятие как естественная монополия, этот закон допускает существование монополий в некоторых областях экономики страны и регулирует их деятельность.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является один из видов несовершенной конкуренции - монополия.
Предмет исследования - понятие «естественная монополия» и способы ее регулирования.
Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в России.
1) дать определение понятия естественная монополия;
2) структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;
3) определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;
4) рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.
В работе я использовала законодательство Российской Федерации, статистические данные, официальные данные с сайтов компаний российских естественных монополий, статьи, книги, учебные пособия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Понятие и определение естественной монополии
В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.
Ниже представлены несколько определений, взятые из различных словарей:
a) Современный экономический словарь : естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности;
b) Экономико-математический словарь : естественная монополия - ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города);
c) Словарь «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право» : естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В этой работе, я буду отталкиваться от определения, которое прописано в федеральном законе №147-ФЗ от 17 августа 1995 года , потому, что речь также идет и о потенциально опасных производствах, где осуществление контроля намного легче в условиях монополизации, примером является атомная энергетика.
Согласно этому закону: естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Исходя из этого определения, получается, что в экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Этот случай и получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка спроса, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Такой подход содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью увеличения своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно регулировать деятельность естественной монополии таким образом, чтобы не позволять монополисту диктовать свои условия потребителям, но при этом дать ему возможность успешно функционировать и развиваться .
1.2. Преимущества и недостатки монополий
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Χ-неэффективности.
Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования.
Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.
Законодательные меры регулирования деятельности монополий - это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают:
Запрещение договоров о ценах и разделе рынка;
Установление контроля за разделом рынка и слияниями;
Регулирование наборов предоставляемых доминирующими
продавцами услуг потребителям.
Направленность действия данных мер связана:
а) с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным; б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.
Экономические меры регулирования деятельности монополий - это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обыч-Но реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего илш нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.
Цель установления «потолка цены» - увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную
проблему при использовании этого метода регулирования. Потолок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой - обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.
Естественная монополия - тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, которые характеризуются устойчиво растущей экономией от масштаба производства (трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций). В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая систему мер (контроль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти.
В случае естественной монополии (рис. 9.7), когда из-за большой Доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRAC ем) на участке ее снижения, уровень LRAC ем всегда будет ниже
конкурентных LRAC K . Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне Q M при цене Р м и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности. Если целью регулирования является оптимизация объема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену P MC , равную предельным издержкам производства LRMC em , что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск Q MC ,. не обеспечивает эффектив-ности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки субсидированием производства, либо установить «справедливую цену» Р ем, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRAC eM . В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до Q EM при более низких, чем при совершенной конкуренции Р k ценам Р EM .
В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост X-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «из-
держки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же X-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Важно помнить, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.
Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае введение налога вызовет рост издержек и монополист сократит выпуск и поднимет цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно при спросе низкой эластичности введение налога на продукцию обернется лишь дополнительными потерями совокупного благосостояния.
Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождествен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен». .
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену. . 2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключи-
тельные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.
3. В зависимости от причин формирования монопольной вла
сти различают: закрытую монополию, положение которой
защищено законодательно или исключительными правами,
ограждающими ее от конкуренции; открытую монополию,
для которой обладание монопольной властью является ре
зультатом ее собственных достижений и всегда имеет вре
менный характер; естественную монополию, когда эффек
тивным является размер предприятия, обеспечивающий весь
объем рыночного спроса; монопсонию, когда монопольная
власть концентрируется у покупателя.
4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист име
ет возможность оказывать влияние на рыночную цену пу
тем регулирования величины объема своего выпуска.
5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы,
принуждающие производить с минимальными средними из
держками, монополист может выбрать любой объем выпус
ка. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, он вы
бирает такой объем выпуска, при котором предельная вы
ручка равна предельным издержкам производства. При этом,
сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назна
чает цену, превышающую предельные издержки производ
ства на величину, обратно пропорциональную эластичности
спроса.
6. Так как решение монополиста об объеме предложения за
висит от изменений эластичности спроса, определяющей
положение кривой предельной выручки, то однозначного со
отношения между ценой и объемом предложения не суще
ствует. Поэтому для монопольного рынка кривой предло
жения, отражающей зависимость между ценой и объемом
предложения, не существует.
7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста распо
лагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий
прибыль монополиста объем предложения будет меньше
конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции
будет выше конкурентной. Осуществляя предложение
в объеме меньше оптимального и реализуя продукцию по
ценам выше предельных издержек производства, монополия
приводит к сокращению общественного благосостояния.
8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.
Ключевые понятия
Монопсония
Открытая монополия
Потери «мертвого груза»
Предложение в условиях
монополии
Спрос на продукцию монополиста
Экономические меры регулирования
Министерство сельского хозяйства
ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет Государственное и Муниципальное Управление
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
Направление: Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
по экономической теории
"Методы государственного регулирования естественных монополий"
Выполнила: студент 8202 группы
Тиссен Илья
Проверила: Шаравина Е.В.
Введение
1. Сущность естественной монополии
1.1 Понятие и виды естественной монополии
1.2 Необходимость регулирования естественной монополии
2. Государственное регулирование естественной монополии
2.1 Неценовые методы регулирования
2.2 Ценовые методы регулирования
3. Естественные монополии в Российской Федерации
3.1 Особенности естественных монополий в России
3.2 Реформирование естественных монополий в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Существует очень большое число разных рыночных состояний, что разрешает разговаривать о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую основополагающую в виде предпосылки данного несовершенства.
Страна, гарантируя поддержку конкурентной борьбе (ст.8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета исполнять экономическую деятельность, нацеленную на монополизацию и бесчестную конкурентную борьбу. Таковой запрет согласуется с положением ч.3 ст.17 Конституции про то, что воплощение прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы иных лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, а именно, вопросов конкурентной борьбе, считается требуемым условием создания цивилизованного рынка.
В экономике Российской Федерации на ряде рынках товаров и услуг, связанных, к примеру, с транспортировкой газа по трубопроводам, ж\д перевозками, услугами автотранспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на данных рынках успешнее в неимение конкурентной борьбы вследствие тех отличительных черт производства. Товары ведь, производимые субъектами этой деятельности, не в состоянии быть заменены в пользовании иными, благодаря чему спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Поэтому регулирование естественной монополии является актуальным на сегодняшний день. Цель исследования изучить методы государственного регулирования естественных монополий. В соответствие с целью были поставлены задачи:
Рассмотреть сущность естественной монополии
Рассмотреть государственное регулирование естественной монополии
Рассмотреть особенности государственного регулирования естественных монополий в РФ
Объектом исследования является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в России
Предметом исследования это экономические отношения,
возникающие между предприятиями и организациями в условиях естественной
монополии.
1. Сущность естественной монополии
1.1 Понятие и виды естественной монополии
Естественная монополия это такая ситуация на рынке, когда одно предприятие является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей. Такого типа монополию называют естественной потому, что в это случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.
Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов, могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация.
Ситуация естественной монополии представлена на рис. 1. Здесь
LAC и LMC это кривые средних и
предельных затрат длительного периода, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей
кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q 1, P 1) определяются
пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму,
равную площадь CP 1 AB.
Ситуация естественной монополии
Субъектом естественной монополии согласно Федеральному закону от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О Естественных монополиях" это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (п.3 ст.3 Закона о монополиях).
У естественной монополии есть характерные черты. Первой и основной чертой является единственный продавец. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; монополист-это отрасль, состоящая из одной фирмы. Следовательно, такая фирма и отрасль - синонимы.
Следующая важнейшая черта это отсутствие заменителей данного продукта. Продукт естественной монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. К таким монополиям относятся газовые и электрические фирмы и компании, предприятия водоснабжения и связи.
Также характерной чертой значительный контроль над ценой, который осуществляется монополистом. Причина очевидна: монополист выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения.
Ещё важной чертой является вхождение в отрасль заблокировано. Барьеры для вступления в отрасль, которые очень значительны в краткосрочном периоде оказываются преодолимыми в долговременном периоде.
И последней не менее важной чертой является невысокая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию либо услуги, производимые субъектами естественной монополии, в наименьшей степени находится в зависимости от изменения стоимости, чем спрос на иные виды продукции (услуг), так как их не возможно заменить иными товарами. Эта продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или же иных отраслей промышленности. К этим товарам относится, к примеру, электроэнергия. Если предложим, увеличение цен на машины заставит почти всех покупателей категорически отказаться от приобретения личной машины, и они станут пользоваться социальным автотранспортом, то в том числе и значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее употребления, так как заменить ее эквивалентным энергоносителем трудно.
Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Важно заметить, что одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки.
Естественные монополии могут быть 2-ух видов:
Природные монополии появление этих монополий происходит вследствие барьеров для конкурентной борьбы, установленных самой природой. К примеру, монополистом готов стать фирма, геологи которой нашли месторождение неповторимых полезных ископаемых. Если же она при всем этом покупает земельный участок, где находится месторождение, никто другой уже не сумеет им пользоваться. Закон защищает права собственности, в том числе и когда они ведут к созданию монополии. Впрочем, регулирующее вмешательство государства, в том числе и при данных критериях не исключено.
Технико-экономические монополии. Это относительное название для монополий, происхождение которых обусловлено либо техническими, либо финансовыми причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. К примеру, маловероятно создание в мегаполисе 2-ух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. Другими словами технически это реально выполнить, но нерационально с технической и финансовой точек зрения.
Также естественные монополии по территориальному пространству: федеральные, региональные, локальные или муниципальные.
Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, поскольку они чаще всего встречаемый вид естественной монополии. Она представляет из себя такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется успешнее одним производителем. Справедливо ограничение конкурентоспособной среды обусловлено научно-техническими отличительными чертами производства либо социально-экономическими критериями административного района, схожего с географическими границами этого локального товарного рынка.
1.2 Необходимость регулирования естественной монополии
Необходимость регулирования ситуации естественной монополии имеет длительную историю. Концепция естественной монополии была заложена Джоном Стюартом Миллем (1848), который акцентировал проблему неоправданного (ведущего к растрате ресурсов) дублирование сетей передач, которое может произойти в общественных секторах. Леон Вальрас развил связь между естественной и регулированием в приложении к строительству и функционированию железных дорог. Предпосылка о том, что регулирование служит цели сохранения эффективного функционирования крупномасштабного производства путём контроля над рынком, была частью так называемой концепции "прогрессивного общественного интереса", которая в полной мере применялась к регулированию общественных секторов XX века.
Традиционное регулирование естественных монополий имеет столетнюю историю. Оно зародилось на рубеже XIX и XX веков, существенно расширилось в 1930-х гг. и до 1960-х гг. применялось достаточно успешно.
Преимущественно в этот период предполагалась, что цель регулирования - обеспечить социально желаемые результаты во всех тех случаях, когда для их достижения нельзя полагаться на конкуренцию. Регулирование путём прямого вмешательства в экономические процессы замещает собой "невидимую руку", действует так называемая "видимая рука".
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, вследствие этого почти, что не производилось специальное выделение секторов экономики, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил потребность внедрения определенных методов регулирования естественных монополий. Данная необходимость вызвана рядом причин.
В государствах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий подразумевает, что использование государственного регулирования считается оправданным тогда, когда конкретный товар (услуга) изготавливаются единственным экономическим субъектом если соблюдать условие, что конкурентная борьба между подобными предприятиями невозможна по технологическим и либо экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта будет сопровождаемым снижением удельных издержек
Несмотря на наличие технической эффективности сосредоточения производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет много фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или же вздувания прибыли, что сводит на нет общественный эффект от экономии на масштабе вследствие диктата необоснованно больших цен. При всем при этом аналогичные злоупотребления зачастую очень сложно распознать извне в следствие того, что настоящее положение дел монополиста считается, обычно, тщательно укрываемой информацией.
Из-за того, что естественные монополии, обычно, создают продукцию, нужную для обычного функционирования большинства предприятий и основополагающую существенную часть употребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в рамках экономики страны. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и прочих экономических структур, владеющих влиянием на рынке не стесненных в собственной деятельности регулирующим воздействием государства.
Потребность регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не столько отрицательными последствиями монопольного поведения. Присутствует и обратная точка зрения: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий имеет возможность служить сильным инструментом экономической политики страны, позволяющим регулировать хозяйственную активность всевозможных секторов экономики и выравнивать ее сезонные колебания. Иначе говоря, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен считается действенным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
природная естественная монополия российская
2. Государственное регулирование естественной монополии
2.1 Неценовые методы регулирования
На протяжении многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные в основном на принципах прямого контролирования с применением устройств ценового и неценового регулирования.
Рассмотрим неценовые методы регулирования. Один из этих методов это инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующие органы проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавший её. В этом случае объём выпуска, вероятно, составит Q 1 при цене P 1 (рис.1), однако часть получаемой прибыли монополистом будет перечислено в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем больше часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - "слишком малый" объём продукции.
Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведён в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб.
Следующий метод это выделение естественно-монопольного сектора в отдельную фирму. Сущность метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в раздельно функционирующую фирму собственным управлением и собственником. В соответствии с этим, у вновь возникшей фирмы возникает самостоятельное финансирование от источников заработка (оказание услуг по перевозке электроэнергии и теплоносителей), также затраты на ремонт и переоснащение ключевых производственных фондов. Иная же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на федеральный рынок и соперничает с иными производителями.
Этот метод регулирования носит в большей степени характер структурных реформ, но не регулирования, хотя в отечественных условиях данная мера становится полноценным неценовым способом регулирования. Подтверждением данного считается создание свежей структуры хозяйственных отношений монополии (в общем, появление из одной фирмы нескольких наиболее маленьких, в частности выделение естественно-монопольного и конкурентоспособного сектора), собственно по степени воздействия присуще исключительно неценовым методам регулирования.
Так, в РФ с 1 апреля 2010 года начал работу новый перевозчик - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) в виде филиала ОАО "РЖД", отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При всем при этом в нем выделены 2 сектора работы - конкурентоспособный и общественный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса.
В общем же этот способ можно считать многообещающим для применения в финансовой практике, хотя в отечественных условиях следует принимать во внимание вероятные отрицательные последствия из-за образовавшейся технической структуры производства, например - в секторе энергоснабжения.
Также есть ещё один неценовой метод это контроль качества товара естественной монополии. Этот вид неценовых методов регулирования естественных монополий основывается на традиционной предпосылке, что все товары и услуги обязаны иметь определенный стандарт качества в производстве и окончательном выпуске. К примеру, выпуск труб для газотранспортной системы обязан отвечать стандартам прочности (действие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и так далее), а несоответствие этим требованиям сможет повлечь отказ потребителей от покупки продукта и утраты покупателя.
Этот метод регулирования считается довольно трудозатратным с технической точки зрения и требует вложения денежных средств со стороны потребителей, государства либо со стороны монополии (например, установка оборудования). Очевидно, решать вопрос о том, кто обязан понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут исключительно органы власти, но не сам монополист либо окончательный покупатель. При всем этом при решении этого вопроса нужно будет исходить из сложившихся российских реалий и в частности, учитывать невысокий жизненный уровень большинства населения РФ.
Принято выделять ещё один неценовой метод это обязательное обслуживание определенных групп потребителей.
Содержание метода довольно точное: фирма - естественный монополист обязана оказывать услуги неким группам покупателей в отсутствии учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В конкретную категорию потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, помещения силовых ведомств и т.п.), а еще социально важные объекты жизнедеятельности.
Эффективность при применении этого метода не подвергается сомнению, потому что идет речь о государственной сохранности и о его выполнении в всех вероятных случаях, не взирая на односторонность применения. Выгоду в краткосрочном периоде получает исключительно покупатель, соответственно в долгосрочном периоде - все общество.
Внедрение этого неценового способа регулирования отображает во многом черты переходного состояния экономики, какой в этот момент является экономика России. Очевидно, в государствах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой защищенности отсутствуют проблемы. Длительность применения данного метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: окончание переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.
2.2 Ценовые методы регулирования
Ценовой метод регулирования естественных монополий - это установление цен или предельных тарифов на продукцию компаний.
Один из ценовых методов регулирования естественной монополии это ценообразование по Рамсею. Дабы не допустить потерь и приблизится к конкурентоспособному эффекту, значение цены, которую назначает правительство на продукт естественного монополиста, ориентируется средними издержками производства.
Эта цена носит название "цена Рамсея" по имени
экономиста, предложившего подобный метод ценообразования. Математически можно
представить так:
(P i -MC i) /P i = k/e i ,
где P i - цена товара i;
MC i - предельные затраты производства товара i;
e i - эластичность спроса на товар i по его цене;
k - константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).
Это же правило можно сформулировать иначе, если нам известны оптимальные объёмы выпуска всех продуктов естественной монополии, т. e. объёмы, удовлетворяющие спрос, задаваемые ценами, равными предельным затратам. Эти объёмы служат точкой отсчёта. Правило формулируется так: сокращайте объёмы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затратами.
Правило Рамсея можно рассматривать как теоритическое основание для установление цен в соответствии с ценностью услуги. За рубежом давно известно практика установления грузовых железнодорожных тарифов в соответствие с этим принципом ценообразования. В России почти, что в соответствие с этим принципом в августе 1995 г. была введена дифференциация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по трём классам грузов.
Следующий метод ценового регулирования естественной монополии это ценообразование при пиковом спросе. Этот метод используется тогда когда некоторые виды продукции, должны потребляться сразу в процессе производства их невозможно хранить и, следовательно, запасать. Вместе с тем спрос на эту продукцию, как правило, существенно колеблется во времени.
Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на неё колеблется во времени, производственных мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъёма обеспечиваются ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.
Применения такого ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ. peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.
Возьмём для примера электроэнергетику. Ценообразование при пиковом спросе на электроэнергию в России означало бы, что тарифы на электроэнергию должны быть выше зимой, чем летом, и выше в дневное и вечерние время, чем ночью. Так и обстоит дело во многих странах мира. У нас же тарифы на электроэнергию всё ещё разнятся по сезонам года в обратной зависимости от загрузки мощностей: зимой они ниже, чем летом, и не различаются, как правило, по времени суток. Отечественная практика ценообразования по настоящее время основывается на бухгалтерских, а не на экономических представлениях о затратах.
Ясно, что такое ценообразование стимулирует потребителей к неравномерному потреблению электроэнергии, что вызывает значительные перепады в загрузке производственных мощностей и удорожание электроэнергии.
Ещё одним методом ценового регулирования естественной монополии является установление цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.
Не менее важным методом регулирования является контроль над уровнем доходности. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.
Считается, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой государством доходности на капитал фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем. В этом состоит эффект Аверча-Джонсона.
Регулирование нормы доходности приводит к росту общественного благосостояния благодаря росту объема продаж и снижению цены на товар естественной монополии.
Тем не менее, государственное ценообразование на уровне социально справедливой цены привело бы к еще большему росту благосостояния по сравнению с регулированием нормы доходности.
Помимо повышения общественного благосостояния, регулирование доходности естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное размещение ресурсов. Условие равенства предельной нормы технологического замещения труда капиталом относительной цене труда не выполняется.
Интуитивно эффект Аверча-Джонсона объясняется тем, что ограничение нормы доходности повышает заинтересованность фирм в наращивании выпуска преимущественно за счет использования капитальных ресурсов, что позволяет в соответствующих условиях увеличивать общую сумму прибыли существенно быстрее по сравнению с ростом доходности используемого капитала.
Действие эффекта Аверча-Джонсона тем сильнее, чем выше эластичность замещения труда капиталом для данной производственной функции и чем ниже ценовая эластичность спроса на товар фирмы. Высокая эластичность замещения облегчает изменение технологии производства, низкая ценовая эластичность спроса дает возможность перекладывать растущие издержки на единицу продукции на покупателей товара.
Таким образом, негативные последствия монопольной власти
заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и
отрасль естественной монополии.
3. Естественные монополии в Российской Федерации
3.1 Особенности естественных монополий в России
Естественные монополии в Российской Федерации считаются основным, базисным составляющим для всей экономики страны. С одной стороны, это разъясняется географической удаленностью субъектов производства и пользования внутри хозяйственного комплекса. Если взглянуть под другим углом, в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция невысоких степеней переработки, в затратах на создание которой доминируют расходы на услуги естественных монополий.
Особенность российских естественных монополий состоит в том, что они имеют огромные размеры и жизненно важны для функционирования всей экономики России. Сегодня в РФ сложились 3 основных естественных монополии: "Газпром", "РАО ЕС", "РЖД". И их механическое разделение их на части с целью создания в этих отраслях конкуренции принесло бы больше вреда, чем пользы. Задача регулирования этих монополий состоит в том, чтобы найти такую форму их функционирования, в которой элементы монополизма и конкуренции органично сочетались. Пока же необоснованный рост цен и тарифов в последние годы позволяет естественным монополиям увеличивать издержки, не заботясь о повышении эффективности. Не урегулированы платежно-расчетные отношения с потребителями продукции и услуг естественных монополий. В результате эта сфера стала одним из источников неплатежей, а высокие цены на продукцию монополии ограничивают потенциал развития и конкурентоспособности российской промышленности.
Инструменты регулирования естественных монополий в Росси можно условно разделить на три группы: непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов; косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности и использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.
В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства, что обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.
Первой причиной является то что Естественные монополии - более стойко функционирующие секторе экономики. Они составляют основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). От того, как эффективно действуют данные сектора экономики, находится в зависимости рост или же снижение этого наиболее главного показателя финансового благосостояния общества. Смещение в худшую сторону производственно-экономических результатов этих секторов экономики может привести к кризису в экономике страны.
Следующей причина это в Российской Федерации естественные монополии - это бюджетообразующие сектора экономики. Доля чистой прибыли ОАО "РЖД" составляет в настоящее время всего 6% от совместной величины перечисляемых в бюджет налогов, вместе с тем, к примеру, в Газпроме данная цифра доходит до 45 %. В условиях недостатка бюджета правительство заинтересовано в создании стимулов для поддержания денежного положения этих отраслей, чтобы иметь возможность получать постоянные доходы в бюджет.
И ещё не менее важной причиной, является несовершенство механизмов регулирования ведет к перераспределению прибыльности в выгоду естественных монополий. Благодаря собственной монопольной власти данные сектора экономики устремляются назначать наиболее высокую цену, нежели сделала бы чисто конкурентная компания с такими же издержками.
И последняя причина это то, что естественные монополии - затратообразующие сектора экономики, вследствие этого уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает воздействие на единый уровень тарифов. Увеличивается инфляционный потенциал экономики: подъем затрат ведет к недостатку инвестиций, необходимых для укрепления воспроизводства. Потребность компенсации данного дефицита способствует росту цен.
Климатическая суровость предопределяет немалую
"энергоемкость жизни" в РФ. Роль естественных монополий тут не
ограничивается созданием совместных условий производства и формированием
основных характеристик финансового роста: они считаются главнейшим фактором
жизнеобеспечения, а иногда и выживания. Конкретно данным обусловлены масштабы
хозяйственной деятельности страны в данных секторах экономики.
3.2 Реформирование естественных монополий в Российской Федерации
Экономическое развитие России требует реформирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях. Без этого невозможно решить проблемы привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения услуг в периода возрастающего вследствие экономического роста спроса на них. Реструктуризация естественных монополий является также основой снижения издержек потребителей и их услуг. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, нужным для надёжного удовлетворения платёжеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат российских товаропроизводителей.
Задача государства сбалансировать интересы всех участников процесса, обеспечив при этом сохранение стабильности в экономике и устойчивого роста. Реформы естественных монополий должны стать составной частью общей стратегии социально-экономического развития страны. Пока же складывается обратная ситуация: основными инициаторами реформ и их идейными наполнителями являются сами монополии, борьба заинтересованных сторон вокруг концепций реструктуризации и содержания законов обостряется, а последствия реформ для экономики так никто и не оценил. Необходимо провести комплексный анализ, который даст ответ, в том числе и на вопросы, каким образом динамика цен естественных монополий повлияет на региональную специфику производства, финансовое положение предприятий-потребителей и проходящие в них инвестиционные процессы. Пренебрежение этими вопросами в итоге повлечет за собой замедление экономического роста.
Реформирование должно строиться с учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной стране мира. Эти условия связанны с большой протяженностью территории, которая обуславливает, с одной стороны, роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, а с другой, - неизбежно высокие транспортные затраты; суровыми климатическими условиями на большей части территории, что обуславливает неизбежно более высокую энергоемкость экономики.
Также стратегическим значением продукции естественных монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением экспортного потенциала страны и историческим размещением предприятий (в том числе - крупных), экономически обусловленным распределением промышленного производства с ориентацией на источники энергии.
Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности каждой из отраслей естественных монополий требуют особого подхода. Очевидно, что естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены настолько, насколько это целесообразно в существующих условиях.
Государственная политика в рассматриваемой сфере будет направлена на решение следующих задач: реструктуризация указанных отраслей для чёткого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов и потенциально конкурентных видов хозяйственных деятельности, усиление государственного контроля в первом случае и стимулирование конкуренции - во втором, повышение прозрачности структуры затрат; полная организационная и финансовая прозрачность деятельности предприятий указанных отраслей; выравнивание условий налогообложения производителей и потребителей разных видов топлива, а также разных транспортных услуг.
Также обеспечение недискриминационного доступа независимых
производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном
антимонопольном регулирование и прекращение перекрёстного субсидирования
различных категорий потребителей.
Заключение
Проблема регулирования естественных монополий постоянно имела специальное место. Сохранение равновесия между интересами населения и монополистами - это довольно сложная задача. Чтобы, достичь желаемого результата нужно определять тарифы наиболее действенным и объективным образом, беря во внимание интересы двух сторон. И еще нужно будет стимулировать фирмы естественных монополий к сокращению издержек производства, улучшению свойства обслуживания. Для воплощения этих всех задач созданы органы регулирования естественных монополий. До того как принять какое-либо решение о изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ сектора экономики, принимая во внимание все требуемые аспекты их деятельности.
По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное во многом не имеющее аналогов в мире.
Для становления экономики нужно регулирование деятельности естественных монополий, но непосредственно регулирование, но не деление. Естественные монополии имеют все шансы не столько органически вписаться в экономику региона, да и поднять его уровень до необыкновенных высот.
Приоритетной задачей правительства обязано быть регулирование
уже имеющихся естественных монополий. Принимая во внимание особую роль для
жизни общества секторов экономики, имеющих отношение к естественным монополиям,
их государственное регулирование (особо в условиях системного экономического
кризиса) обязано быть ориентировано, для начала, на прекращение либо
сдерживание подъема цена на продукцию (услуги) естественной монополии на
отечественном рынке при одновременном сохранении данных тарифов (тарифов) на
уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При верной политике страны
можно рассчитывать на последующее процветание как монопольных субъектов, но и
жителей страны.
Список использованной литературы
1. http://www.gazprom.ru/ - сайт ОАО Газпром.
2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие. - Петрозаводск: ПетрГу, 2012.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т.2: учебник - Спб.: "Экономическая школа", 2009.
Горбухов В.А. Коммерческое право. Шпаргалки: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2013.
Грязнова А.Г., Н.Н. Думной Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие - М.: Кнорус, 2010.
Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. / "Экономика России: ХХI век". - 2011. - № 11.
Есипова В.Е. Цены и ценообразования: учебник. - Спб.: Питер, 2009
Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: "Дашков и к о ", 2010.
Костенко М.А. Коммерческое право: учеб. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Левкина Е.В. Микроэкономика: учебник. - М.: Эксмо, 2011
Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий. / Журнал российского права. - 2013. - №10.
Носова С.С. Основы Экономики: учебник. - М.: Кнорус, 2012.
Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. - М.: Юнити, 2010.
Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.