Уплата страховых взносов осуществляется работодателем за счет собственных средств. Объектом начисления и уплаты страховых взносов являются зарплатные выплаты работникам. О том, как корректно совершать платежи по страховым взносам, рассказывается в данной статье.
Порядок перечисления платежей по страховым взносам
Уплата страховых взносов осуществляется ежемесячно за всех работников общей суммой с разбивкой по соответствующим фондам.
Перечисление производится отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Уплата страховых взносов осуществляется банковским переводом без комиссии (ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)).
Платеж в Пенсионный фонд совершается общей суммой без разделения на накопительную и страховую части пенсии (ст. 22.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее — Закон № 167-ФЗ)).
Распределением денежных средств занимаются сотрудники фонда самостоятельно на основании выбранной застрахованным лицом системы пенсионного обеспечения (ст. 33, 33.1 Закона № 167-ФЗ).
Заметим, что с 1 января 2015 года сумму при уплате страховых взносов необходимо указывать в рублях и копейках.
Во избежание ошибок при уплате страховых взносов Пенсионный фонд рекомендует пользоваться «Кабинетом плательщика страховых взносов» на сайте фонда, в разделе «Электронные сервисы» (Информация ПФР от 5 января 2015 года).
Срок уплаты страховых взносов
Крайний срок уплаты страховых взносов на обязательное страхование — 15-е число месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. В случае если 15-е число приходится на нерабочий день, срок переносится на ближайший рабочий день (ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При просрочке уплаты страховых взносов на сумму задолженности начисляются пени. Также сотрудники органов контроля фондов могут привлечь неплательщиков взносов к ответственности (ст. 18, 25, 47 Закона № 212-ФЗ).
Правила оформления платежного поручения
Правила оформления платежного поручения на уплату страховых взносов регламентированы приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Общие правила заполнения платежных документов приведены в положении Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». В приложениях к данному положению приведены реквизиты всех платежных документов и описание порядка их заполнения.
В свою очередь, чтобы уплата страховых взносов прошла без ошибок, сотрудники Пенсионного фонда рекомендуют использовать для оформления платежных документов электронный сервис «Кабинет плательщика взносов» на официальном сайте ПФР.
Страховые взносы пришли на смену ЕСН, но нормы, правила и порядок исчисления остаются те же, за исключением некоторых правок. Что обязаны знать плательщики таких сумм?
Общие сведения
Страховые взносы – это взносы, что в обязательном порядке уплачиваются гражданами, работающими по , а также компаниями, у которых есть такие работники.
Но кто именно может выступать в качестве плательщика, когда возникает объект обложения взносами?
Основные элементы
Под элементами страховых взносов понимают ряд составляющих, которые используются для проведения расчетов платежей.
В законодательстве закреплено такие элементы, как объект, плательщики, сроки уплаты и т. д.
Объектом выступает выплата и иное вознаграждение, что начисляется плательщиком взносов на страхование физическим лицам, которые выполняют свои обязательства в соответствии с договорами:
- трудовым;
Объект – выплата и другие вознаграждения, что начисляются физическому лицу, которое должно в обязательном порядке страховаться в соответствии с нормами законодательных актов.
Базой для определения взносов во внебюджетные фонды являются суммы заработка и другие вознаграждения, что начисляются лицом за периоды проведения расчетов в пользу граждан.
В ПФР платежи определяются относительно конкретного работника с начала года по истечению каждого месяца нарастающим итогом. Тарифом сборов является размер платежа на единицу измерений базы для расчетов сумм.
Порядок начисления и уплаты страховых сумм:
- Уплата производится в отношении каждого внебюджетного фонда индивидуально.
- Суммы рассчитывают и перечисляют каждый месяц, исходя из размера выплаты и других вознаграждений с начала года до текущего месяца с учетом тарифа.
- Страхователями должен вестись учет начислений в отношении каждого сотрудника.
- Платить страховые взносы необходимо по расчетным документам, которые предоставляются в каждый из фондов.
- В том случае, когда численность работников на предприятии превышает 25 человек, администрация должна представлять отчетность в электронном формате.
- Суммы вносятся по месторасположению обособленных подразделений. При этом учитывается размер базы, что относится именно к данным подразделениям.
- Размер взносов головной фирмы исчисляется как разница сборов в общем размере и страховых взносов подразделения.
Если предприниматели платят за себя, стоит придерживаться и таких правил:
- все расчеты осуществляются самостоятельно;
- уплата производится до конца года, который является расчетным;
- если физлицо прекратило вести деятельность в качестве ИП, уплатить сумму страховых взносов необходимо в течение 15 дней после снятия с учета.
Отчитываться следует раз в квартал, налоговым периодом признают календарный год. Все работодатели должны платить страховые взносы не позже 15 числа по окончанию отчетного месяца.
Кто плательщики?
Плательщики взносов:
Если предприниматели одновременно относятся к обоим видам плательщиков, то уплачивать взносы нужно по обоим основаниям – за работников и за себя.
Действующая нормативная база
При уплате и исчислении страховых взносов стоит руководствоваться таким законодательными актами, во многие из которых в последнее время внесено правки:
Порядок уплаты описан также в Налоговом и Трудовом кодексах, а также КоАП.
Основные положения закона 212-ФЗ
Законом № 212-ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации предусмотрены отношения, что связаны с суммами по страховым сборам, которые подлежат уплате:
- по страхованию на пенсионное обеспечение;
- по соцстрахованию обязательного характера при нетрудоспособности в определенное время;
- по страхованию обязательного плана на медуслуги.
Таким актом нельзя руководствоваться в отношении страхования от несчастного случая в производстве и профзаболеваний.
В нормативном документе предусмотрено порядок контроля за расчетами, уплатой взносов и правила привлечения к ответственности за нарушения законодательных норм.
В законе прописаны объекты, база для начисления (п. 1 ст. 7 данного закона), выплаты, с которых не перечисляются взносы (ст. 9 закона о взносах № 212-ФЗ).
Размер платежей стоит рассчитывать в отношении всех сотрудников, при этом установлено фиксированную сумму базы.
При превышении утвержденного лимита дополнительные платежи не осуществляются. Такие показатели ежегодно индексируются в связи с ростом заработной платы.
О взыскании недоимок, в том числе и в судебном порядке из средств, что находятся на четах физических и юридических лиц, говорится в гл. 3 Закона № 212-ФЗ.
Рассматривается и порядок начисления пени при нарушении сроков уплаты исчисленных сумм. Расчет пени осуществляется с учетом действующей ставки рефинансирования ЦБ России (это 1/300).
Виды взносов
Плательщик должен уплачивать несколько страховых взносов:
- в Пенсионный фонд на пенсионную страховку;
- на медстрахование;
- на страхование на случаи, когда человек определенное время не может исполнять свои обязательства на производстве.
Выделяют такие виды страховых премий (если рассматривать их технические стороны):
Рисковый вид премии | Что является чистой нетто-премией, под которой понимают часть взносов в денежном выражении, которые направляются на защиту при страховых рисках |
Взнос сберегательных (накопительных) видов | К примеру, при страховании жизни. Направляется на покрытие по окончанию срока действия |
Нетто-премия | Что является частью взносов, что нужны для страховой защиты за определенное время по конкретному виду страхования |
Достаточные взносы равны суммы нетто-премий и нагрузок | Что включены в издержку страховщиков. Допускается рассмотрение как брутто-премии или тарифной ставки |
Брутто-премия является тарифной ставкой страховщика | Включает достаточные взносы, надбавки на покрытие затрат, что связаны с осуществлением предупредительного мероприятия, рекламных акций |
Могут также быть натуральные и постоянные премии. Первый тип предназначен для покрытия рисков за конкретные периоды времени. К постоянным относятся взносы, что не меняются со временем.
В зависимости от формы уплаты выделяют:
- Единовременный взнос – что платится за весь период страхования один раз.
- Текущий – часть единовременного платежа.
- Годичный.
- Рассроченный взнос.
По времени, когда осуществляются платежи:
- аванс;
- предварительная премия.
В зависимости от величины:
- необходимая премия;
- справедливая;
- конкурентная.
Сущность обложения взносами
Страховыми взносами могут облагаться не все выплаты. Если у вас нет освобождения от исчисления взносов, то придется разобраться, как рассчитать подлежащую уплате сумму.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
Не предусмотрено обложение страховыми взносами:
Не включают в базу также суммы:
- уплаты питания;
- перечислений, что осуществлялись сотрудникам, которые увольняются, кроме выплат за неиспользованные отпуска;
- перечисленные на подготовительные курсы и курсы переквалификации работников;
- что оплачиваются членам семьи умершего работника;
- на проезд к месту отдыха в отпуске и назад.
Как определить сумму к уплате?
Для расчета суммы взносов, что подлежат перечислению во внебюджетные фонды (страховые взносы на ОПС в ПФР, медстрахование в ФОМС и Фонд соцстраха), работодатель должен сложить все начисленные работникам суммы.
Имеются в виду выплаты, которые осуществлялись в расчетном периоде, то есть с начала года и до момента проведения исчисления. Затем показатели стоит умножить на страховые тарифы.
Из полученного результата осуществляют вычет взносов, которые уже уплачены в текущем году. Остаток – это и есть сумма, которую стоит внести на счет одного из фондов страхователя.
В том случае, когда кто-либо из работников находился на больничном, получал декретные выплаты, работодатели имеют право уменьшать суммы страховых взносов в ФСС по страхованию на случаи нетрудоспособности определенный период.
Вычету также подлежит средства пособия, что подлежат уплате за счет Фонда (первые 3 дня оплачивает работодатель, остальные – ФСС).
При условии, что выплаченные пособия превышают взносы, суммы сверх лимитов зачитывают в счет ожидающихся перечислений.
Основная отчетность
Расчеты в ФСС предоставляются по форме 4-ФСС в такие сроки:
В обязательном порядке стоит заполнить статус плательщика в поле 101:
01 | Плательщика сборов, что является юридическим лицом |
02 | Налогового агента |
03 | Фирмы федеральной почтовой связи, что составила распоряжение физлицу |
04 | Налоговой структуры |
05 | Регионального отделения ФССП |
06 | Участника внешнеэкономической деятельности, что является юрлицом |
07 | Таможенного органа |
08 | Плательщика страховых взносов в бюджетные системы |
09 | Плательщика сборов в лице ИП |
10 | Нотариуса |
11 | Адвоката |
12 | Плательщика-лавы крестьянских хозяйств |
13 | Иных физлиц, что является клиентом банка |
14 | Плательщика, что производи перечисления сотрудникам |
15 | Кредитной компании, платежного агента и т. д. |
Возникающие вопросы
Не смотря на то, что основные правила четко прописаны в законодательстве, некоторые вопросы все же возникают. Что чаще всего интересует плательщиков?
Наличие недоимки по страховым взносам в ФСС
Недоимка – это сумма долга страхователей перед ФСС, которую рассчитывают как разницу суммы исчисленных взносов в фонд и суммы уплаченных взносов по факту.
Недоимку определяют по итогам квартала и отражают (если она имеется) в отчетности, что готовится в уполномоченный орган за конкретные период.
В том случае, если плательщик не платит суммы страховых взносов или вносит не полную сумму, то такое обязательство будет исполняться в принудительном порядке.
Сначала региональное представительство высылает страхователю требование об погашении взносов, пени и штрафа. Такой документ направляется в течение 3 месяцев с того момента, когда выявлено недоимку (часть 2 ст. 22 документа № 212-ФЗ).
Требование может предоставляться таким способами:
- вручаться лично плательщику под ;
- направляться заказным письмом с ;
- отправляться по телекоммуникационному каналу связи.
При отправке заказного письма день получения определяется по истечению 6 дней. Исполнение требования должно осуществляться в течение 10 дней с момента получения, если не предусмотрено другого времени для перечисления недоимок.
По истечению таких сроков, принимается решение о взыскании сумм долга с расчетного счета плательщика в банке (ст. 19 того же закона), о чем лицо будет уведомлено в течение 6 дней.
Взыскиваться сумма может:
- в рублях;
- если рублей не достаточно – в валюте по действующему курсу.
Затраты, что связаны с продажей иностранной валюты, полностью должен покрыть страхователь. Если не счету недостаточно средств или их вовсе нет, то поручения о перечислении необходимой суммы исполняются по мере поступления средств на счета.
При отсутствии счетов или средств на них, ПФР на обязательное пенсионное страхование и ФСС по соцстрахованию могут взыскивать взносы и пени за счет имущественных объектов должников. Для этого направляется решение в службу судебного пристава.
Видео: страховые взносы в 2015 году
Облагаются ли СВ гражданско-правовые договора
Суммы по гражданско-правовым договорам могут облагаться страховыми взносами, но это касается не всех. Облагаются только по обязательному виду пенсионного и медицинского страхования.
Возможен еще один вариант – взнос на травматизм, но если об этом говорится в самих договорах. Такие правила установлены ч. 1 ст. 5 закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.
Иных перечислений в ФСС на обязательное социальное страхование плательщики не осуществляют (подпункт 2 ч. 3 ст. 9 документа № 212-ФЗ).
По поводу компенсации за неиспользованный отпуск
Наряду с вопросом, начисляются ли на отпускные, возникают неясности и с компенсациями за неиспользованные отпуска. Что об этом говорится в нормативной документации?
Здесь говорится, что не могут облагаться компенсации любого вида, кроме сумм компенсации за неиспользованные отпуска, что не связаны с увольнением сотрудников.
Облагается ли материальная помощь или нет?
Обложение матпомощи будет зависеть от того, по каким случаям выдаются средства.
В соответствии со ст. 8 ч. 1 документа № 212-ФЗ базой для начисления сумм считаются средства, то выплачены, а также иные вознаграждения (ст. 7 ч. 1), что начисляются в расчетном периоде, кроме тех сумм, что отражены ст. 9 данного закона.
Объект обложения взносами по обязательному соцстрахованию от несчастного случая на производстве и профзаболеваний – выплаты и другие вознаграждения, что платятся сотруднику в соответствии с трудовым или иным договором.
Условие – страхователь платит взносы страховщикам (п. 1 ст. 20.1 акта № 125-ФЗ). Во втором пункте говорится, что базой определяют суммы выплат и других вознаграждений, что оговорены в п. 1 данного нормативного документа.
Не начисляются страховые взносы на такие виды материальной помощи:
- Что платятся физлицу в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными ситуациями, если такие суммы направлены на возмещение ущерба. Сюда же стоит отнести платежи лицам, что пострадали от террористического акта в пределах РФ.
- Что платятся сотруднику при смерти близкого человека.
- Что уплачиваются лицам при рождении (усыновлении) малыша на протяжении 1 года жизни ребенка. Условие – сумма не должна превысить 50 тыс. рублей.
Не будут облагаться взносами и те суммы, что перечисляются в качестве материальной помощи в размере до 4 тыс. (подп. 12 п. 1 ст. 20.2 документа № 125-ФЗ).
Важно помнить, что страховые взносы – это не право, а обязательство. А значит, при его не исполнении плательщик должен будет понести ответственность. Не допускайте этого.
Одним из обязательных действия для всех без исключения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, у которых заключены трудовые договора, является сдача отчетности в ФСС. Процедура данная имеет большое количество различных особенностей. Отчетность подобная может сдаваться различными способами. Одним из самых...
Относительно недавно на территории Российской Федерации были осуществлены достаточно серьёзные реформы. Были сформированы специальные внебюджетные государственные фонды, в которые все индивидуальные предприниматели, работающие с сотрудниками по официальным трудовым договорам, а также всевозможные юридические лица...
Ежегодно в законодательстве Российской Федерации осуществляются всевозможные реформы. Они преследуют различные цели. Очень многие затрагивают взносы во всевозможные внебюджетные фонды. Рассматриваемая система одновременно решает две задачи – обеспечивает социальную защищенность официально трудоустроенных граждан и...
Уплата страховых взносов является прямой обязанностью большинства налогоплательщиков. Тогда как их размер зависит от вида деятельности, величины страхового тарифа, а также скидок и надбавок, установленных законодательством. СодержаниеОбщие сведения Как рассчитать страховые взносы Особенности исчисления Часто...
В какие сроки необходимо уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды по страхованию? Какие изменения в нормативную документацию Российской Федерации внесены в 2020 году? Работодатель платит не только НДФЛ из зарплаты своего персонала, но и страховые взносы. СодержаниеОбщие сведения Порядок исчисления и уплаты страховых...
Каких правил стоит придерживаться при отчислении страховых взносов во внебюджетные фонды? Рассмотрим, какие тарифы и формулы действительны в 2020 году, когда и куда производится оплата. Страховые взносы платятся всеми лицами, что ведут предпринимательскую деятельность, как за себя, так и за своих сотрудников. Но не каждый...
Относительно недавно в законодательстве Российской Федерации были проведены достаточно серьезные реформы. Были сформированы специальные фонды, в которые работодатели, заключающие официальные трудовые договора со своими работниками, ежемесячно делают отчисления. При этом величина этих отчислений достаточно строго...
Помимо налоговых отчислений в бюджет граждане и организации осуществляют платежи во внебюджетные фонда РФ. Внесение страховых платежей в России контролируют такие структуры, как ПФР, ФФОМС и ФСС (ФЗ-213). Перечислять средства в указанные ведомства плательщик может, как самостоятельно, так и через своего...
Как вести учет по страховым взносам: на какие законодательные документы при этом опираться плательщикам, с помощью каких проводок бухгалтерам отражать начисленные суммы? Разберемся в законных основаниях, актуальных в 2020 году. Все плательщики страховых взносов должны выполнять обязательства по уплате исчисленных сумм по...
Каких правил индивидуальному предпринимателю стоит придерживаться при уплате страховых взносов за себя в 2020 году? Разберемся, какие установлены тарифы, как производятся расчеты, когда и куда осуществлять перечисления. Какие особенности стоит учитывать плательщикам, которые используют специальные режимы...
При заполнении справки о начисленных и уплаченных платежах в ФСС, как физические лица, так и организации указывают в документе индивидуальный шифр. Это сочетание цифр определяется на федеральном уровне и показывает, в какой именно сфере деятельности функционирует предприятие или, чем занимается лицо. Ежегодно в сетке...
11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов первой группы, производящими выплаты в пользу физических лиц, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспече
ния по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных -для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. При этом расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами -первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов второй группы, не производящими выплат физическим лицам, производится ими самостоятельно. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
Плательщиками обязательных страховых взносов являются страхователи.
Страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска (всего 32 класса), устанавливаются федеральным законом. Например, тариф страховых взносов для I класса установлен в размере 0,2%, для XXXII класса - 8,5 %.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов:
1) организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соот-
ветствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп; 2) следующими категориями работодателей:
а) общественными организациями инвалидов (в том числе создан-ными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов ко-торых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80процентов;
б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит извкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднеспи-сочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а долязаработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25процентов;
в) учреждениями, которые созданы для достижения образователь-ных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказа-ния правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родите-лям, единственными собственниками имущества которых являются ука-занные общественные организации инвалидов.
Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.
Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, определенных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.
Надбавки к страховым тарифам и штрафы уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
СТ 431 НК РФ .
1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в ), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.
6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
16. Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.
Комментарий к Ст. 431 Налогового кодекса
Комментируемая статья определяет такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Сохранены перешедшие из Федерального закона N 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.
Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.
Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.
Как и ранее Федеральным законом N 212-ФЗ, комментируемой статьей 431 НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.
Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом Пенсионного фонда РФ от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691 и Фонда социального страхования РФ от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Поскольку указанная форма носила рекомендательный характер и не была обязательна к применению, плательщик вправе был по своему усмотрению вносить в нее изменения, а также вести учет по самостоятельно разработанной форме. Очевидно, что аналогичная карточка должна будет применяться и с 1 января 2017 г. При этом ранее Федеральный закон от 24 июля 2012 г. N 212-ФЗ не предусматривал для плательщиков ответственности за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (в том числе если неправильное ведение учета повлекло занижение базы для начисления страховых взносов и, как следствие, неполную уплату сумм страховых взносов).
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ответственность была предусмотрена ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).
Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.
По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.
Между тем, в отличие от Федерального закона N 212-ФЗ, НК РФ содержит . Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей комментируемой статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться в случае неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.
Положение о том, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, действует до 31 декабря 2018 г. включительно.
Как пояснено в информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте Фонда 24 августа 2016 г., комментируемой статьей 431 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которой плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено до 31 декабря 2018 г. включительно.
Таким образом, в регионах Российской Федерации, не перешедших на "прямые выплаты" страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31 декабря 2018 г. включительно. А вот сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, теперь установлены иные.
Ранее действовали положения о том, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
2) в территориальный орган Фонда социального страхования РФ на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов, в Фонд социального страхования РФ.
Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
Следует обратить внимание на то, что комментируемой статьей зависимость от способа представления отчетности не установлена. Объясняется это тем, что теперь порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.
Взаимосвязанным с вопросом представления расчета по страховым взносам является вопрос представления отчетности по персонифицированному учету.
Ранее Минэкономразвития России в письме от 8 апреля 2011 г. N Д05-1079 обращало внимание на изменения в Федеральном законе N 212-ФЗ, согласно которым работодателям необходимо было ежеквартально сдавать помимо отчетности по страховым взносам также сведения по персонифицированному учету.
Минэкономразвития России разъясняло, что представление сведений по персонифицированному учету в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.
В ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ внесены изменения, согласно которым страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Еще одно изменение касается обязанности по уплате страховых взносов и представлению отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Федеральном законе N 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты юридическими лицами счета в банках и они должны иметь отдельный баланс.
В комментируемой статье 431 НК России обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам теперь возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории Российской Федерации обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Здесь действует понятие обособленного подразделения, закрепленное ст. 11 НК РФ, - любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2 февраля 2016 г. N 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Учитывая вышеизложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.
Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.
Согласно разъяснениям Минфина России под территориальной обособленностью следует понимать осуществление деятельности по адресу, отличному от того, который указан в учредительных документах организации и Едином государственном реестре юридических лиц (письма от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-550, от 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275). Создание организацией хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места вне места ее нахождения признается созданием обособленного подразделения (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 0302-07/2-73, МНС России от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912).
Представляется, что при толковании комментируемой статьи применительно к обособленным подразделениям возможно по аналогии применять разъяснения, имеющиеся в отношении исполнения обособленными подразделениями обязанностей по НДФЛ. Так, в письме ФНС России от 30 декабря 2015 г. N БС-4-11/23300@ разъяснялось, что сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с выплат физическим лицам - работникам обособленных подразделений, должна быть перечислена в бюджет по месту учета в налоговом органе соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс и корреспондентский счет или нет.
Изложенный порядок применяется независимо от того, выполняются работы в таком обособленном подразделении по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера.
Если физическим лицам, работающим в территориально обособленном подразделении по трудовым договорам, производятся также выплаты по гражданско-правовым договорам, суммы налога на доходы физических лиц, удержанного с таких выплат, перечисляются в бюджет по месту учета в налоговом органе обособленного подразделения.
Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т.е. сроки и органы - получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за первый квартал 2017 г.
При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. Объясняется это тем, что ст. 23 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ устанавливает: расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 1 января 2017 г.
Отдельно стоит отметить сохранившееся право (а в определенных случаях - обязанность) плательщиков страховых взносов на представление уточненного расчета по страховым взносам.
Ранее плательщик страховых взносов не был лишен возможности внести необходимые изменения в ранее представленные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ.
Теперь здесь действуют общие положения , которые распространены на плательщиков страховых взносов. В случае наличия в расчете по страховым взносам ошибки, исправлять ее следует по правилам ст. 81 НК РФ.
Плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате.
Плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате. При этом уточненный расчет по страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета, не считается представленным с нарушением срока.
Здесь следует упомянуть, что налоговое законодательство не содержит запрета представления расчета, который представлен по истечении трех лет по окончании расчетного периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такого расчета, игнорировать сведения, содержащиеся в нем, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальном расчете, и вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности. Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22 марта 2012 г. N Ф09-1207/12.
В Определении ВАС РФ от 19 октября 2012 г. N ВАС-10379/12 разъяснено, что основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при проверке изменений, вносимых им в налоговую декларацию, установлены ст. 81 НК РФ. Правила указанной статьи не предусматривают возможности освобождения от применения мер налоговой ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после выявления инспекцией налогового правонарушения. Данная позиция подлежит учету и плательщиками страховых взносов.
Необходимо остановиться на вопросе незаконного возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С 1 января 2017 г. территориальный орган ФСС РФ в соответствии с ч. 1.1 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ на основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика, вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя.
Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся страховщиком одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случая, когда территориальный орган ФСС РФ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения проводит проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также случая, когда территориальный орган ФСС РФ при поступлении жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения проводит внеплановую выездную проверку правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае если по результатам проверки предоставленных налоговым органом сведений о расходах на выплату страхового обеспечения территориальным органом страховщика установлено, что сумма произведенных страхователем расходов (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом страховщика в отчетном периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму начисленных страховых взносов, и на основании имеющихся у территориального органа страховщика на период проведения проверки сведений и документов не выявлено нарушений, территориальный орган страховщика направляет в налоговый орган подтверждение заявленных страхователем расходов. Такие положения закреплены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ.