ГрК РФ Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
(см. текст в предыдущей редакции)
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
(см. текст в предыдущей редакции)
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
(см. текст в предыдущей редакции)
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
(см. текст в предыдущей редакции)
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 , , и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
3.3. Документы, указанные в пунктах 1 , , , , и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в частях 3 и настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в частях 3 и настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3 , - 9.2 , и 12 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.
10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие такое разрешение, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
КонсультантПлюс: примечание.
Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется также в случаях, указанных в ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ.
15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
16. В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
17. В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
18. Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
19. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
20. Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
пунктом 1 настоящей статьи.Решение приемочной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. Акт является документом государственного образца, в котором содержится следующее: Состав комиссии, осуществившей прием объекта. Все члены комиссии ставят свои подписи под документом и удостоверяют тем самым свою личную ответственность за состояние дома. Дата осуществления проверки. Место расположения объекта. Характер объекта (здание жилое, административное, хозяйственное и т.п.). Структурные части здания. Это означает, что члены комиссии несут ответственность не только за все здание целиком, но и за каждую его значимую часть. Что делать после сдачи дома в эксплуатацию: 1. Следующей стадией легализации жилья будет получение кадастровых документов. Для этого необходимо обратиться в БТИ. Сотрудники организации проведут дополнительный осмотр здания и оформят два паспорта - технический и кадастровый. 2.
Порядок ввода в эксплуатацию ижс
Сейчас процесс существенно упростился, и порядок действий включает минимум этапов: Подготовить объект к приемке и собрать необходимые документы Правоподтверждающие, разрешающие, промежуточные акты проверки и прочее Подать заявку в администрацию по месту Нахождения объекта для вызова приемной комиссии Дождаться прибытия в назначенное время комиссии И получить акт приемки, то есть заключение о соответствии Обратиться с полученным ЗОС В администрацию и получить разрешение Зарегистрировать право Собственности на объект Акт ввода дома в эксплуатацию (заключение) выдается только в случае подписания его всеми членами комиссии. Когда кто-то из проверяющих имеет мнение особое, то он составляет отдельное заключение.
В нем описываются все выявленные недочеты и несоответствия. При этом комиссией устанавливается срок для устранения погрешностей.
Затем проверка проводится заново.
Как ввести в эксплуатацию индивидуальный жилой дом
Общие сведения Получение разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию относится к ИРД, то есть исходно-разрешительной документации. Она выдается уполномоченной организацией в течение всего строительства и является обязательной.
Перечень ИРД состоит из не менее, чем семи пунктов, туда входят документы от разрешения на строительство до разрешения на ввод. ИРД-документацию отличает одна общая черта: содержание бумаг не является продуктом творчества, она показывает соответствие одних документов другим.
Инфо
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - это документ, который ставит точку в вопросе выполнения строительства (или реконструкции) жилого дома на участке ИЖС. Эта бумага фиксирует соответствие объекта разрешению на строительство и проектной документации.
Законодательная база Правовая основа этого документа заключается в одной из статей Градостроительного кодекса России (ГрК РФ) от 2004 года.
Ввод объектов ижс в эксплуатацию с 2018 года
Внимание
Список документов для ввода ИЖС в эксплуатацию Для получения разрешения надо при себе иметь:
- Заявление вольной формы на имя органов местного самоуправления;
- Паспорт владельца;
- Подтверждение права на участок (договор купли-продажи, например);
- Разрешение на строительство;
- Акт приемки;
- Кадастровый паспорт;
- Схема здания и участка с указанием инженерно-технического обеспечения;
- Техпаспорт;
- Градостроительный план;
Весь пакет указаны в ст. 55 п.3 ГрК РФ, также весь перечень можно уточнить в МФЦ. При необходимости могут затребовать дополнительные сведения.
Порядок действий
- После подготовки всех документов надо подать их на рассмотрение. Для этого обратитесь в МФЦ или лично в комитет местной организации.
Как ввести дом в эксплуатацию — пошаговая инструкция
Здесь же получается список организаций, где нужно еще согласовать документы, такие, как газовая, пожарная служба и другие. Документы Заявитель должен собрать следующие бумаги:
- Заявка.
- Паспорт и его копия.
- Правоустанавливающие документы на участок.
Ими являются: договор купли-продажи, завещание, дарение, Постановления местных органов власти о выделении участка. - Градостроительный план надела.
- Разрешение на строительство.
- Акт приемки, если был строительный подряд.
- Бумага, которая подтверждает соответствие дома требованиям техрегламентов.
- Подписанный документ, который подтверждает соответствие объекта недвижимости техусловиям инженерно-технического обеспечения.
- Схема.
Как ввести дом (ижс) в эксплуатацию
Стоимость та же, что и в МФЦ - 250 рублей, данные официальные - из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);
- Разрешение на строительство дома;
- Комплект проектных документов;
- Кадастровый паспорт на дом, для подтверждения факта строительства нового объекта. Что считается капитальным строением на земельном участке Перед написанием материала, я посещал платную консультацию в областном БТИ. Там сказали, что для оформления дома в собственность достаточно поставить на фундамент и «коробку» с крышей.
Также в доме необходимо создать замкнутый тепловой контур. Постройка должна иметь стены, потолок, пол. При необходимости сооружаются двери, окна и межэтажные перекрытия.
Еще важно подвести электричество. Удобства могут быть на улице, а вода - привозная.
Дачная амнистия 2018, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Это означает, что сразу после введения жилого помещения в строй, об этом необходимо оповестить все коммунальные службы, зафиксировать показания счетчиков и осуществлять регулярные платежи.
- Появление в стране еще одной единицы недвижимости означает и появление единицы налогообложения. Любой собственник обладает тремя видами прав - пользования, владения и распоряжения. Завершение процедуры ввода дома в эксплуатацию делает все виды прав едиными.
Сдача дома по упрощенной схеме С 1 марта 2015 года в России действует ФЗ № 20, который определяет упрощённый порядок сдачи индивидуальных жилых домов. Теперь чтобы зарегистрировать жилое строение необходимо подать в Росреестр следующие документы.
- Технический паспорт на новый дом, оформленный по выше приведенной схеме.
Ввод дома в эксплуатацию (тема закрыта до 01.03.2018 г.)
Это помогает стране лучше контролировать ситуацию и ввести налоговое обложение. За первые 8 лет по амнистии были зарегистрированы более 10,5 тысяч новых прав, более 30% из них оказались зданиями.
Подобная активность показывает востребованность закона и поэтому его решили продлить еще на 2 года. В чем отличие регистрации права по дачной амнистии от ввода в эксплуатацию В первую очередь разница заключается в объектах, на которые распространяются законы. Дачная амнистия Ввод в эксплуатацию Объекты ИЖС, гаражи, бани, сараи, огороды, садоводства и т. п. Крупные постройки (высокоэтажки, заводы, стадионы, метро и т. д.) Стоимость кадастрового разрешения Не более 7000 рублей (для Московской области, в других цены меняются) Зависит от услуги Пакет документов 9 Более 10 Срок предоставления услуг До 12 рабочих дней Более 3 месяцев Как видим, амнистия позволяет сэкономить финансы и время.
В течение десяти дней с момента обращения документы проверяются, осматривается объект и выдается разрешение либо приводится мотивированный отказ. Перечень причин для отказа приведен в п.6, п.7 ст.55 Градостроительного Кодекса. Список оснований является закрытым и включает в себя:
- отсутствие нужных документов;
- несоответствие объекта градостроительному плану;
- несоответствие объекта строительным нормам;
- отказ застройщика в передаче в уполномоченный орган одного экземпляра схемы земельного участка с обозначением места расположения объекта ИЖС.
Многоквартирный Ввод в эксплуатацию многоквартирного дома начинается также с подачи заявления в местную администрацию или иной уполномоченный орган. При этом к моменту обращения должны быть окончены основные строительные работы, указанные в проектной документации.
Ввод частного дома в эксплуатацию 2018 стоимость
Основными критериями для определения готовности к вводу в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, являются наличие одновременно закрытого теплового контура строения: застекленных окон, дверей, черновых полов, крыши. Важно помнить и то, что граждане, проживающие в доме, не введенном в эксплуатацию, не могут рассчитывать на предусмотренные законодательством государственные и региональные меры социальной поддержки. Например, в таком случае они не смогут получить субсидии на оплату коммунальных услуг, не имеют права прописаться в этом доме и т.
Ввод частного дома в эксплуатацию 2018 стоимость квартир
Все члены комиссии ставят свои подписи под документом и удостоверяют тем самым свою личную ответственность за состояние дома.
- Дата осуществления проверки.
- Место расположения объекта.
- Характер объекта (здание жилое, административное, хозяйственное и т.п.).
- Структурные части здания. Это означает, что члены комиссии несут ответственность не только за все здание целиком, но и за каждую его значимую часть.
Что делать после сдачи дома в эксплуатацию
- Следующей стадией легализации жилья будет получение кадастровых документов. Для этого необходимо обратиться в БТИ. Сотрудники организации проведут дополнительный осмотр здания и оформят два паспорта - технический и кадастровый.
- Далее со всеми документами идем регистрировать право собственности в кадастровой палате.
Тем, кто не успел поставить свои участки и частные дома на кадастровый учет по упрощенной схеме, дали еще один шанс. Так называемая «дачная амнистия», продлена до 1 марта 2020 года Что если объект не соответствует необходимым требованиям? В случае несоответствия построенного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка или требованиям, установленным в разрешении на строительство, застройщику будет отказано в выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию.
При этом построенный объект, в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, будет квалифицироваться как самовольная постройка, которая подлежит сносу лицом, осуществившим её строительство, либо за его счет. Построенные без разрешительных документов объекты называют самостроем, и их нельзя продать, сдать в аренду, подарить.
Следует документально зафиксировать осуществленные изменения. Процедура продиктована тем, что акт ввода в эксплуатацию частного дома должен прилагаться при осуществлении любых операций с недвижимостью.
В частности, произвести налоговый вычет, переоформить, купить, продать либо передать по наследству домовладение, не имеющее законной регистрации, будет невозможно. Застройщик обязан подтвердить, что дом построен без нарушения строительных норм, повреждения или создания угрозы коммуникациям, грамотно "вписан" в границы принадлежащего ему участка.
Изготовление техпаспорта на жилье
Разрешение на ввод в эксплуатацию частного дома можно получить только при наличии технического паспорта на оформляемое жильё.
Если было много отклонений от проекта, все потребуется согласовать в управлении архитектуры. Недостатки и недоделки также потребуют устранения. После чего можно вызвать представителя БТИ на дом и заказать изготовление техпаспорта.
Требования к дому, вводимому в эксплуатацию:
- Дом должен иметь окна и двери, быть пригодным для жилья.
- Стены с черновой штукатуркой сдать проблематично, следует их хотя бы оштукатурить под чистовую отделку (сама отделка необязательна). Данное требование продиктовано изменением размеров комнат после завершения основных строительных работ.
- Стены неотапливаемого подвального помещения можно не штукатурить, пол не бетонировать. Однако если высота подвала составит 2,1 м и выше, будут предъявлены требования как к полноценному жилью, также потребуется пересмотреть этажность дома. Вследствие чего не стоит спешить очищать подвал от лишнего песка либо грунта.
- Полы в санузлах должны быть сделаны под ключ, в остальных помещениях стяжки вполне будет достаточно. Дощатое покрытие предъявляется в полной готовности. "Тёплый пол", увеличивающий стоимость дома, ставку налога и страховку, нужно показать в готовом виде.
- Потолок - допустима черновая отделка.
- Балконы и террасы должны быть с обязательным ограждением.
- Лестница в многоэтажном доме предъявляется в готовом виде, замена её стремянкой недопустима.
- Разводка отопления, электроснабжения и водосток должны быть выполнены согласно проекту. Функционирование системы обмерщиков не интересует, главное - её наличие.
- Если предусмотрен гараж, то без установки ворот техпаспорт оформлен не будет.
- Наличие хозяйственных построек, дорожек на территории, проездов, забора, озеленения для ввода в эксплуатацию частного жилого дома в сельской местности необязательно.
Что делать, если дом не совсем готов?
Порою сил, времени либо средств недостаточно для выполнения работ в полном объёме: мансарда или верхние этажи долго остаются незавершёнными. Оформить техпаспорт на подобное жильё невозможно, и следовательно, не получится присвоить почтовый адрес, прописаться, подключить газ и т. д. Выход - в поэтапном вводе в эксплуатацию, поэтажно.
Как оформляется самострой?
При большом количестве недоделок или переделок выписывается ведомость технических характеристик, отражающая факт планировки, но не подтверждающая её выполнение согласно проекту. Допустим, из-за отсутствия отопления дом классифицируется как нежилой. Оформить документы ввода в эксплуатацию частного дома, основываясь на ведомости, невозможно.
Последняя проверка - кто и что проверят?
Представители архитектурного управления, санстанции и пожарной охраны должны зафиксировать выполнение требований по их профилю в акте ввода в эксплуатацию частного дома.
- Архитектор проверит совпадение геометрических размеров строения с проектными.
- Представитель санстанции, в первую очередь, проверит действующую канализацию. Затем его заинтересует отопление, водопровод, электроснабжение, наличие договора на вывоз мусора. Также к его приходу нужно обязательно убрать строительный мусор с придомовой территории.
- Пожарный проверит вентиляционные каналы, дымоходы, наличие предусмотренных проектом устройств для извещения о пожаре и гибких "рукавов" для транспортирования огнетушащих веществ.
Как сдать дом без затруднений?
Сложностей со сдачей коттеджа можно избежать, предусмотрительно заказав проект и авторский надзор за ним у "ТопДом". Профессиональный мониторинг качества строительных работ позволит получить документы для ввода в эксплуатацию частного дома без проблем.
Введение недвижимого объекта в эксплуатацию после завершения его строительства или реконструкции представляет собой полноценную поэтапную процедуру. Ее целью является заверить и зафиксировать документально факт окончания строительных работ в соответствии с плановой документацией. Разрешение на ввод нежилого здания в эксплуатацию даёт возможность не только удостовериться в том, что проект соответствует всем законодательным требованиям, но и зарегистрировать владельцу свои права собственности на данное имущество. Это, в свою очередь, защищает недвижимость, а также эксплуатировать и заключать разнообразные сделки по закону.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является специальным документом, в котором подтверждается, что строительство завершено полностью и отклонений от плана, на который было получено добро, нет. По сути, без этого документа недвижимого имущества попросту не существует, и использовать его по закону нельзя.
Между подрядчиком и владельцем здания оговаривается, когда будет проведена итоговая проверка. В то же время все документы на объект недвижимости должны быть переданы в государственный строительный надзор.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Акт на ввод
Объекты нежилого строительства (бизнес центр, торговый центр, магазин, заправка, производственные здания и помещения) так же, как и многоквартирные жилые дома, должны быть введены в эксплуатацию после подачи соответствующего заявления в двух экземплярах в государственную инспекцию архитектурного строительного надзора. Туда же подаётся и акт о том, что недвижимый объект завершён и готов к эксплуатации. Данный акт должен иметь подписи владельца недвижимого имущества, подрядчика, субподрядчика, генерального проектировщика и страховой компанией, если собственность застрахована заранее.
Государственная инспекция архитектурного строительного надзора в течение десяти дней осуществляет полную проверку поданных документов и, если никаких замечаний не выявлено, заявителю будет выдан соответствующий сертификат на основании поданного акта. Сертификат даёт собственнику право на эксплуатацию здания.
Если же получен отказ, то его причины можно устранить и подать документы государственной инспекции повторно или же обратиться с исковым заявлением в суд.
Важно отметить, что, получив на руки готовый сертификат, необходимо в течение семи дней обратиться к местному органу самоуправления, чтобы внести соответствующие сведения о новой недвижимости.
Что необходимо
Для нежилой недвижимости получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию включает в себя несколько основных этапов:
Подать собранный пакет документов необходимо в государственную инспекцию строительного архитектурного надзора. Однако после того как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию будет получено, нужно будет опять обратиться в это учреждение, чтобы завершить данную процедуру.
Правила и нюансы
Несмотря на несложную последовательность действий для введения недвижимости в эксплуатацию, времени и усилий этот процесс потребует немало. Занимается проверкой нежилого объекта и документов на него специально сформированная комиссия экспертов, в которую входит непосредственно владелец. По желанию сторон в состав комиссии разрешено включать независимых экспертов и должностных лиц из государственных учреждений. Однако последнее возможно, только если разрешение нужно получить на строение государственного значения.
Последовательность процедуры и ее нюансы:
К чему стоит подготовиться
В первую очередь необходимо помнить, что чем скорее будут собраны все необходимые документы, тем быстрее разрешение будет получено. Пренебрежительное отношение к этому пункту служит одной из наиболее частых причин возникновения временных задержек в сроках ввода недвижимости в эксплуатацию, что в дальнейшем тянет за собой ещё больше проблем. Кроме того, сократить время поможет знание чёткой последовательности самой процедуры.
Например, понадобиться уточнить границы нового строения путём подачи соответствующего заявления о вызове кадастровых инженеров на место. Они произведут все требуемые замеры и зафиксируют их документально. После заявление подаётся исполнительным органам для вызова специальной комиссии, чтобы объект принять. К этому моменту потребуется иметь на руках правоустанавливающие бумаги на землю и официальное, полученное заранее, .
Затем паспорт объекта и ходатайство на его обследования передаются инспектору градостроительной организации по месту нахождения нового здания. Работы, производимые данной организацией, необходимо будет оплатить. Далее проверки проводят противопожарные службы, энергетические и газовые специалисты, у которых также важно получить разрешения. В случае беспрепятственного прохождения этих этапов, финальным пунктом оформления становится разрешение на ввод и получение свидетельства прав собственности.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).